FantLab ru

Анна Калинкина «Метро 2033: Спастись от себя»

Метро 2033: Спастись от себя

Роман, год; цикл «МЕТРО»

 Рейтинг
Средняя оценка:6.60
Голосов:5
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


«Метро 2033» Дмитрия Глуховского — культовый фантастический роман, самая обсуждаемая российская книга последних лет. Тираж — полмиллиона, переводы на десятки языков плюс грандиозная компьютерная игра! Эта постапокалиптическая история вдохновила целую плеяду современных писателей, и теперь они вместе создают «Вселенную Метро 2033», серию книг по мотивам знаменитого романа. Герои этих новых историй наконец-то выйдут за пределы Московского метро. Их приключения на поверхности Земли, почти уничтоженной ядерной войной, превосходят все ожидания. Теперь борьба за выживание человечества будет вестись повсюду!

Сталкер Сергей Истомин по прозвищу Датчанин не дорожит своей жизнью после смерти жены. И ввязывается в самые опасные передряги. Ему плевать на собственную судьбу, но есть девушка, которой он далеко не безразличен. Да только что у них общего — он еще помнит прежнюю жизнь, а она родилась в подземке и с детства видела лишь темные туннели. Она больше знает о населяющих их призраках и мутантах, чем о мире наверху. Под силу ли ей помочь измаявшемуся человеку спастись от самого себя?

Входит в:



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Спастись от себя
2018 г.





Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 апреля 2018 г.

«Дело утопающих»

Рецензия на «Метро 2033: Спастись от себя» Анны Калинкиной

Пять лет назад вышла четвёртая книга Анны Калинкиной — «Хозяин Яузы». После первой трилогии решиться на новую изначально было настоящим испытанием для автора. Сейчас таких «вторых» трилогий уже… да, собственно, и есть три! Начатые чуть раньше «Рублёвка. Чего стоит империя» Сергея Антонова и «Вотчина сказок» Андрея Буторина подошли к концу в прошлом году. Настал черёд и Первой леди «Вселенной»!

В послесловии к «Хозяину Яузы» Анна прямо обозначает цели «Под-Московья» и на то время будущих «Московских тайн». И последние должны быть посвящены самым заурядным человеческим отношениям. А значит, нас ждала ещё одна трилогия, чьи части слабо связаны между собой. Так и получилось. «Спастись от себя» настолько выделяется на фоне предыдущих частей, что советовать её читать строго после них — весьма опрометчиво, хотя и не всё так просто.

Однако прежде, чем мы заговорим о месте романа во «Вселенной», я хотел бы вернуться к обронённому слову «заурядные». Читатели боятся этого слова, ведь они видят в этом отсутствие ярких впечатлений, а следовательно, и любить цикл будут меньше. Да, они в чём-то правы, я и сам гонюсь за эпиком, но иногда стоит отдыхать и от него. А я как раз отдохнул не только от эпика, но и от всей фантастики, потому размеренный роман о непростых человеческих судьбах оказался для меня как мягкое погружение в знакомую среду.

Так вот, заурядность. Это не просто обычность и серость, а ещё и зеркало нашего мира. В рецензии на «Текст» Дмитрия Глуховского я отмечал, что его реалистический роман, роман, написанный тем, кто начинал в фантастике, лишён фантастических допущений, а им на смену приходят моральные. И мир оказывается очень похож на наш, и всё же он другой немного, здесь люди живее, их эмоции и чувства ярче, и отношения между ними складываются по более мудрёным правилам. А мир «Метро» — фантастическая вселенная, да ещё и в альтернативном будущем, и здесь моральные допущения поддержаны старыми добрыми фантастическими.

В результате мы имеем в активе удачливого сталкера-одиночку, за которым идёт по пятам смерть, словно он проклят, и самостоятельную дочь врага коммунистического народа, желающую простого женского счастья. А также ряд других персонажей, кого-то более значимого для сюжета, кого-то менее. Не такие уж заурядные они люди, верно? Вот то-то же. Ничего удивительного, что их «заурядная» история отношений наполнена самыми незаурядными событиями, от вылазок в двух шагах от Кремля до борьбы за жизнь маленькой девочки. А финал мне чем-то даже напомнил конец фильма «Первый мститель: Противостояние», тоже последнего в своей трилогии.

Так что Анна, не забывая про жуть и жестокость полюбившегося нам мира, не упускает из виду и тех, кто его населяет — обычных людей. Таких же, как мы с вами. Нет ничего проще, чем примерить на себя роль героя или героини, посмотреть их глазами на мир жилой подземки, изнывающей от опасностей и неизвестности. Посмотреть — а заодно и прочувствовать его практически на собственной шкуре. Во всех его ипостасях.

Ну а теперь передохнём от размышлений о сюжете и героях и перейдём к моему любимому — отсылкам! Как я уже заметил в начале, «Спастись от себя» выглядит вполне самостоятельным романом, его можно читать спокойно не только до «Под-Московья», но даже до «Хозяина Яузы». Время его действия покрывает всё лето, а именно с июня начинали «Станция-призрак» и первая часть трилогии «Московские тайны». Тем не менее, временные рамки выбраны так, что в них находят отражение события и первой (частично), и второй (целиком) трилогии. Есть мелкие отсылки и к другим книгам, даже к «Метро 2035» (и я сейчас не про то, что москвичам не положено знать, что в Питере и других местах кто-то ещё выжил), но в этот раз история больше сосредоточена на подаче самой себя, а не подмигиваний ранее выходившим книгам. А благодаря этому, хоть и немного ослабляется сверхсюжетная мощь книг Анны Калинкиной, сюжет получается более выверенным и, я бы даже сказал, уверенным. Ему не надо оглядываться на всех подряд, чтобы самому доносить до читателя вложенные в него идеи. А это у него получилось замечательно.

Всё-таки в том, что книга оторвана от предыдущих частей цикла как сюжетно, так и временем выхода («Обмануть судьбу» вышло в 2015 году, на секундочку!), есть некоторый минус. Всё-таки хотелось продолжения истории с такими заметными героями, как Айрон Медный, Искра или Фёдор, и, соответственно, получить ответы на оставшиеся по тем романам вопросы. Впрочем, на них как раз ответы даются, причём совершенно не в ущерб новому сюжету. За счёт кратких, но метких упоминаний дополняется картина о том же Лефорте, о той же Искре, так что трилогию действительно можно считать законченной. А заложенную в ней идею можно раскрывать ещё долго, но сделает ли это Анна Калинкина — в одиночку или в соавторстве, — узнаем где-нибудь через год. Ну а пока можем спуститься в постъядерную Москву вместе с Сергеем «Датчанином» Истоминым и Никой Дубовской, чтобы в очередной раз посмотреть на знакомый мир по-новому.

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх