FantLab ru

Венедикт Ерофеев «Записки психопата»

Записки психопата

Повесть, год

 Рейтинг
Средняя оценка:7.68
Голосов:41
Моя оценка:
-
подробнее

Примечание:


Датировано: 14 октября 1956 года — 16 ноября 1957 года.

«Записки психопата», как отмечал писатель, «его первое заслуживающее внимания сочинение, начатое в 17-летнем возрасте, самое объемное и самое нелепое из написанного», имеет форму дневника. Читателя ждет трагикомичное повествование, относящееся ко времени обучения автора в Университете, а затем изгнания «из студентов в пролетариат».

Произведение поделено на четыре части, каждая из которых описывает определенный временной отрезок.

Первая часть: «Записки сумасшедшего» 14 октября 1956 г. — 3 января 1957 г.

Вторая часть: «Продолжение записок психопата» 4 января — 27 января 1957 г.

Третья часть: «Еще раз продолжение. И окончания не будет» 28 января — 31 марта 1957 г.

Четвертая часть: «Продолжение записок сумасшедшего» 1 апреля — 10 июня 1957 г.

Википедия пишет (но без указания места издания) что Записки психопата впервые опубликованы в 1995 году. В 2000 году произведение вышло в Вагриусе, однако было сокращено в три раза и впоследствии переиздавалось в таком же урезанном виде. Издательство «Захаров» в 2004 году впервые издало полный вариант «Записок психопата», кропотливо выверенный по авторской рукописи и избавленный от многочисленных ошибок и пропусков, допущенных в прежних публикациях.

Входит в:

— антологию «Вагриус-проза. 1992-2002», 2002 г.



Издания: ВСЕ (13)
/языки:
русский (13)
/тип:
книги (13)

Записки психопата
2000 г.
Записки психопата. Москва - Петушки
2000 г.
Венедикт Ерофеев. Собрание сочинений в 2-х томах. Том 2
2001 г.
Вагриус-проза. 1992-2002. Том 1
2002 г.
Записки психопата
2003 г.
Записки психопата
2003 г.
Записки психопата
2004 г.
Мой очень жизненный путь
2004 г.
Со дна души
2004 г.
Записки психопата
2011 г.
Записки психопата
2012 г.
Записки психопата
2014 г.
Москва-Петушки
2014 г.




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 сентября 2014 г.

Прочитал неделю назад обновленную версию сабжа.

В отличие от редактированного варианта, здесь весьма много личного и четко прослеживается некая линия.

Если от первой редакции оставалось впечатление чего-то смутного, интригующего и жгуче загадочного — кто довел Веничку до таких мыслей, чего он, бедный, натерпелся-то, то в новом варианте на многое раскрывается глаза.

Прежде всего, «ЗП» — на редкость богаты вымыслом, это было вполне в стиле Ерофеева, плодившего вокруг своего имени множество мистификаций (и в стиле его не очень чистоплотной компании, пробавлявшейся написанием комментариев к его творчеству). Редактор подсчитал, что вымышленного в ЗП — около 60% ! Сюда, конечно, относятся и литературные пробы, и диалоги с невидимыми собеседниками, но и из вполне обыденных событий приукрашено очень много.

Если описать сюжет вкратце, получится такое: возвышенный мальчик приезжает с Кольского п-ова в Москву, где получает массу новых впечатлений, открывает для себя выпивку и сигареты, а также испытывает взаимное любовное чувство с гражданкой Музыкантовой Антониной Григорьевной. Бог его знает, через что этому чувству пришлось пройти, но уже через полгода любовь начинает перемешиваться с ненавистью, и достаточно трудно определить — что сильнее.

А еще Ерофеев начинает погрязать в полуночной стороне бытия, страдает от почти абсолютного непонимания, дико себя жалеет, и сам не замечает (впрочем, честно фиксируя факты), как сползает все ниже и ниже, попивая водку в одно горло и забивая на все занятия.

Исключают из университета, после чего Веничка устраивается на работу в Ремстройтрест, где обзаводится некоторым числом поклонников, среди молодых рабочих, видящих, что Ерофеев во многом их превосходит.

Здесь явственно виден перелом, что-то вроде катарсиса, записи становятся все более невнятными и беспредметными (хотя практически везде проглядывает недюжинный талант), а впоследствии и вовсе обрываются.

Что можно сказать конкретно по изданию? Не столь давно вышла зелененькая книжка «Москва-Петушки», где само произведение занимает лишь треть, а остальное — подробные комментарии к нему, раскрывающие авторский замысел, позволяющие посмотреть на поэму иными глазами, чем на «Похождения алкоголика в электричке».

Здесь нужно применить тот же самый подход — только комментариев здесь должно быть больше, они должны включать как минимум биографии всех действующих лиц, раскрывать подоплеку событий, а в некоторых случаях — выносить трактовку. Может, лет через 10, когда подрастет новое поколение литературоведов-нонконформистов, и можно будет надеяться на выход подобного издания.

Про Ерофеева же я скажу так — Веничка, к сожалению, пропил, просрал свой талант. Но он остался честен до конца — не подличал, не унижался, не ходил по головам, как многие из его дружков или современников. А значит, его можно уважать лишь за одно это.

Забыв про прекрасные «Петушки».

Опустив трагические «Записки психопата».

Выкинув из памяти дико смешную «Вальпургиеву ночь».

И даже оставив вне поля зрения эпохальное «Василия Розанова глазами эксцентрика.»

Все равно, Ерофеев — гений.

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх