FantLab ru

Артур Хейли «Отель»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.52
Голосов:
308
Моя оценка:
-

подробнее

Отель

Hotel

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 53
Аннотация:

У Питера Макдермотта, управляющего отелем в Новом Орлеане, выдалась тяжелая неделя. Владелец отеля не может найти деньги на погашение ссуды, скоро предстоит большая конференция стоматологов, в душной комнате задыхается пожилой гость, чета Кройдонских устроила скандал из-за пролитого соуса. Но он справится со всеми трудностями и поможет ему в этом Кристина, секретарь Уоррена Трента.

Экранизации:

«Отель» / «Hotel» 1967, США, реж: Ричард Куайн

«Отель» / «Hotel» 1983, США, реж: Брюс Билсон, Джером Куртлэнд, Нэнси Мэлоун и др.

«Отель» / «Hotel» 2003, США, реж: Грег Яйтанс



Похожие произведения:

 

 


Отель. Аэропорт
1978 г.
Окончательный диагноз. Отель
1990 г.
Отель
1992 г.
Отель
1992 г.
Том 1. Отель
1993 г.
Отель. Сильнодействующее лекарство
1999 г.
Отель
2000 г.
Отель
2000 г.
Отель
2001 г.
Отель. Аэропорт
2004 г.
Отель
2009 г.
Отель
2009 г.
Отель
2010 г.
Отель
2011 г.
Отель
2014 г.
Отель
2015 г.
Отель
2016 г.
Отель
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Hotel
1965 г.
(английский)
Airport. Hotel. Wheels
1994 г.
(английский)
Готель
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 марта 2013 г.

Знаковая для меня книга. Потому что именно с «Отеля» началось мое личное, не побоюсь излишнего пафоса, открытие Америки. Ибо что могла знать об этой стране восьмилетняя советская девочка времен начала восьмидесятых? Агитки про то, как там «негров линчуют» да кухонные размышления знакомых о райской жизни «за бугром»… При том, что размышлявшие о реальной той жизни понятия не имели, но об этом я тогда тоже не знала.

А потом в домашней библиотеке я натолкнулась на увесистый фолиант с двумя романами Хейли и, говоря современным языком, зависла. В прямом смысле этого слова, потому как многие моменты повергали мое совковое сознание буквально в ступор. Сначала была оторопь от увиденного. Америка, как таковая, изнутри, глазами не идеологически выверенного специального корреспондента «Международной панорамы», а настоящего жителя этой страны. Огромное количество самых обычных житейских, бытовых мелочей, личные человеческие взаимоотношения, профессиональные заморочки... Все было так похоже на нашу жизнь и при этом настолько сильно отличалось…

Причем самые большие отличия были как раз на бытовом уровне. Я буквально двигалась сознанием, пытаясь понять, почему полицейский удивляется шубе в багажнике автомобиля летом? Когда ж еще шубу покупать? Зимой в советских магазинах такого просто не найти, да и летом крайне сложно. А что могла означать фраза в ресторане: «…суп чертовски вкусен, не сравнить с домашним»? Это в те времена, когда лучшей похвалой советскому общепиту было: «ну надо же, вкусно, как дома». И как можно было накупить в магазине кучу товаров, а на следующий день сдать все назад, и чтоб взяли, да еще и с улыбкой? А бирка с адресом на потерянных ключах от дома, чтобы нашедший мог отправить их хозяину, да еще и о, ужас! по почте! Все подобное для СССР – чистая фантастика.

А профессиональный аспект? Для меня дикостью было, что управленцев, оказывается, не назначают, а нанимают, ибо это не должность, как в СССР, а профессия. И этой профессии учат, и хорошо учат, настолько, что управляющий отелем знает свое хозяйство от и до, вплоть до химического состава металла решеток для гриля.

А заокеанский миллионер – это не обязательно лощеный господин в цилиндре и с моноклем, или жирный мистер Твистер с вонючей сигарой – два основных типажа тогдашних карикатур на капиталистическое общество, а вполне себе живой человек и даже, кошмар какой, состояние свое собственными руками заработавший…

И даже то, что негры (интересно, в современных американских переизданиях романа это слово заменяют чем-то более политкорректным?) – это далеко не всегда бедняки, сухую корочку грызущие, для меня было своего рода открытием.

Из-за таких вот подробностей для меня сам роман периодически отдавал фантастикой.

И тут же фантастикой быть переставал, когда речь заходила о людях. Обычных, живых, почти таких же, как мои родители и соседи, просто чуть иначе воспитанных. Причем самые разные люди, из разных слоев общества, от миллионера до мусорщика, от профессионального управленца до профессионального же вора, от дочки богатея до скромной секретарши… Вот в этом Хейли всегда на высоте, какую бы серьезную роль не играл в его произведениях профессиональный аспект, на первом плане все же люди. Самые разные, но даже эпизодические персонажи ярки и объемны, при всем минимуме слов и описаний.

Потом были другие произведения Хейли, но именно «Отель» дал мне первое знакомство с реальной Америкой — весь роман, проглоченный за несколько часов – кусочек чужой жизни, чужой страны, и… завороживший меня удивительный и яркий Новый Орлеан, город, о котором я до этого только из «Хижины дяди Тома» и знала. Плюс, за что я особо благодарна автору, пришедшее понимание, что заоконная действительность – это еще не весь мир, и раз и навсегда пропавшая вера в советские агитки. И еще – не раз потом сослужившая мне добрую службу готовность принимать мир таким, какой он есть, даже если это не режется в привычный формат.

Вот, такие глобальные последствия прочтения обычного, в сущности, производственного романа для отдельно взятого человека, но что было, то было.

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 ноября 2013 г.

К моему глубочайшему сожалению знакомство с творчеством Артура Хейли пришлось закончить на этом произведении. Потому что всё остальное я уже прочла, а нового он, увы, уже не напишет.

Зато в .» Отеле» практически в чистом виде выкристализовались черты фирменного стиля Хейли в большей или меньшей степени встречающиеся в других его произведениях. Об этом давайте и поговорим.

Во-первых. Доскональное знакомство с миром в котором будет происходить действие. Все интернет источники утверждают что Хейли прочёл 26!!! книг по гостиничному бизнесу прежде чем начать писать. Естественно, в романе полнейшая реалистичность в самых мельчайших подробностях быта большого отеля. На последующих книгах он не так выкладывался на этапе подготовки, но всегда был точен в избрании самых интересных подробнлстей того дела, которое описывал.

Во-вторых. Включение в канву произведения острой социальной или экономической проблемы, которую прийдётся решать героям. Уж во всяком случае выступление Питером против многолетней политики рассовой сегрегации мелочью не назовёшь. Это между прочим в то время когда некоторые телестанции Стар Трек не хотели транслировать потому что там играет чёрная актриса.

В-третьих. Критики неоднократно ставилии Хейли в вину использование штампов. Не спорю, их множество, но ими ж надо уметь пользоваться, и Хейли это делает виртуозно. Итак какие штампы есть в Отеле и какие прошли с ним через все произведения?

Неизвестно откуда взявшийся дядюшка с кучей денег. Этот был затёрт до дыр давным-давно. К чести Хейли надо сказать что он им никогда больше и не пользовался, а в начале, для разнообразия дядюшку- миллионера чуть не угробили.

Метания героев между разными партнёрами. Если герои состоят в браке то между супругами и любовниками. Если нет, то просто между потенциальными обьектами любви. Причём если надо выбирать между бедным или богатым спутником жизни — выбирают бедного, ибо читателей больше небогатых и это должно им понравится.

Обретение прожжёным ловеласом настоящей любви после того как едва не потерял её. Клиф и Додо — Отель. Вернон и Меган — Аеропорт.

Обязательно кто-то из героев должен умереть. Здесь Хейли проявляет огромную фантазию. Чаще погибают бедные и не наделённые большим умом, но и богатые и неглупые тоже попадают под раздачу. И от несчастного случая, и по своей воле, и по чужой тоже. После прочтения второго по счёту романа я начала сама с собой заключать пари — кто из героев не доживёт до финала. Угадывала не всегда.

Не успевающий за стремительным бегом времени немало проживший руководитель. Как правило это приводит к трагическим последствиям так как он никого не хочет слушать. В Отеле таких даже двое. Владелец отеля Сент-Грегори и шеф-повар постоянно отсутствующий на рабочем месте. Судя по характеристикам которые дают ему герои это близкий родственник доктора Пирсона из Окончательного диагноза. Там правда последствия были ужасны. А здесь всего-то 300 порций еды испортили потому что поварёнку не может быть виднее чем шефу.

Для оживления сюжета надо использовать не слишком трепетно относящихся к закону, зато чертовски обаятельных персонажей, без которых сюжет если дальше и пойдёт, то со скрипом. Это обаятельнейшая старушка любящая ездить зайцем в самолётах в Аеропорте и профессиональный гостиничный вор Отмычка из Отеля. Какие они милашки, правда! Отмычка ещё и крадёт только у отрицательных персонажей, ну вот так вот выходит. А сцена с улепётывающим Отмычкой и самым тупым в мире полицейским заставляет сердце биться так сильно, так сильно. И ведь искренне же хочешь чтобы этот ворюга уехал и начал честную новую жизнь!

И маленьким бонусом, правда стало понятно что это бонус только 7 лет назад, стало участие в романе — угадайте кого? Молодого Барака Обамы, первого афроамериканца президента США. Он там конечно под другим именем, но основные этапы карьеры мистическим образом совпадают. Вначале камердинер у старика, которому служил ещё отец, старик кстати платит за его учёбу, потом активный борец за права негров с помощью полученного юридического образования. С крушением законов о рассовой сегрегации — общественная деятельность . Ну и потом все знают.

Чтоб не было так грустно оттого что ничего от Артура Хейли больше не прочту, раздобуду экранизаций. Одного Отеля их аж 3. Фильм 60- х годов и два сериала — Отель 80-е США и Отель Вавилон 2000 -е Великобритания. По кусочкам кажется видела и тот и другой и пусть сюжет не всегда совпадает, но атмосфера передана как надо.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 октября 2012 г.

Проза Хейли удивительна. К примеру, это его умение парой штрихов создать впечатление совершенно особенного обособленного мирка, самодостаточного, уютного и с виду безопасного, но в то же время таящего за фасадом внешнего благополучия целый ворох скелетов. Или мастерски выписанный сюжет, сталкивающий и переплетающий причудливым узором судьбы таких разных с виду людей, которые на самом деле нужны друг другу несравненно больше, чем кажется на первый взгляд. «Отель» — это живой и трепещущий срез жизни, самое мироздание в миниатюре, целая гамма эмоций и чувств одним эскизом. Любовь, преданнность, обожание, зависть, алчность, ненависть. Всё без фальши, но и в меру, без злобы и исступления, чуть сквозь розовые очки, по шерсти. И непременно честный и счастливый финал, где каждый получает, что заслужил.

Персонажи романа — настоящий маленький шедевр. Поразительно отношение к ним автора, который, кажется, готов понять всё и простить всех. Неважно, что осталось в прошлом, каждый заслужил второй шанс, ещё одну попытку начать всё с нуля, набело, без совершённых когда-то ошибок. Это не катарсис, не мучительное осознание или принятие себя. Едва ли события описанной Хейли недели полностью изменили кого-то из постояльцев или служащих отеля. Нет, они скорее дали им отчетливей рассмотреть то, что и так давно жило в их сердцах. Надменный лорд, убийца поневоле, получает шанс умереть мужчиной, обаятельный гостиничный воришка — путёвку в мир честных людей и кругленькую сумму в придачу, алчный воротила-бизнесмен — способность к подлинным чувствам, Питер и Кристина — друг друга. Хейли элегантно обходится без озарений и выборов всей жизни, ограничиваясь всего лишь одной, но вечной истиной: живи сегодняшним днём. Не отпустив прошлое, так и не сумеешь встретить будущее. Не ново, может, даже и банально, но как же трогательно и искренне.

Хейли вообще кажется мне изрядным ретроградом. Видно, что технологический прогресс и бешеный темп жизни пугают автора. Люди постепенно становятся автоматами, функциями, исполняющими раз и навсегда заданную программу. Живое человечье тепло подменяется холодным бездушным автоматизмом. Хейли и рад бы остаться в традиционно-чинном прошлом, да ведь и это не выход. Даже старому-доброму отелю нужно обновление, другое дело, каким оно будет. Но теперь я уверен, что «Сент-Грегори» в надёжных руках. За пять коротеньких дней отеля, уложившихся в считанные часы реальной жизни, герои Хейли стали мне куда ближе и роднее, чем многое в этой саой жизни. И теперь мне даже кажется, что они, конечно, живут где-то там у себя, бесконечно далёкие, но до боли реальные. И всё у них хорошо.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 августа 2017 г.

Первое слово, которое приходит на ум, когда я думаю про «Отель», – уют. Это очень уютная книга, в которую хочется возвращаться благодаря ее приятной атмосфере и очень обаятельным персонажам.

Сюжет разворачивается на протяжении всего пяти дней, однако для жизни отеля это крайне насыщенные событиями и судьбоносные дни. Кстати, познакомьтесь с главным героем – отель «Сент-Грегори» в Новом Орлеане. Время действия – примерно середина ХХ века. Для нашего главного героя наступили темные времена: отель находится на грани тотальной переделки, в результате которой он потеряет свою индивидуальность, а большинство его сотрудников – лишатся работы. Основным действующим персонажем же (причем действительно действующим) является Питер Макдермотт, заместитель управляющего отеля. Проблемы на него валятся просто со всех сторон: на 11-м этаже – попытка изнасилования, на 14-м – постоянному клиенту стало плохо по вине персонала, на кухне проблемы с приготовлением цыплят, герцог и герцогиня Кройдонские раздувают скандал, вот-вот должен пройти съезд стоматологов, с которым тоже далеко не все гладко, и вишенкой на торте – хозяин отеля, который не в состоянии продлить или погасить ссуду, и в связи с этим «к нам едет ревизор». Дополнительной головной болью для Питера стали появление в здании профессионального вора Отмычки и переживания на любовном фронте.

Вот так посмотришь на все вышеперечисленное и подумаешь, что больно много всего навертели. Однако автор очень грамотно подает материал, не превращая роман в комедию положений, и не делая упор на детективную интригу. Перед нами эдакий гипертрофированный реализм, когда все события, описанные в книге, по отдельности выглядят натурально, но вместе смотрятся не совсем естественно. Тем не менее, мне было крайне приятно возвращаться в «Отель» после трудового дня и отдыхать там душой.

Роман часто определяют как «производственный», что означает следующее: читатель узнает максимум информации о внутренней кухне отеля, начиная от деятельности служб сжигания мусора и заканчивая вопросами руководства и стратегии отеля в целом. Кроме того, «Отель» является еще и неплохим зеркалом своей эпохи, отражая ряд социальных и этнических проблем Америки того времени. Читаю о том, что в шестидесятые годы прошлого века негров все еще не считали за полноценных людей, доходя до того, что из-за цвета кожи клиенту можно было отказать в заселении, а показания чернокожего далеко не в каждом суде принимались, и текущее яростное отстаивание афроамериканцами их прав и свобод уже не воспринимается как нечто дикое и странное.

Ну и персонажи. Не картонки, все живые люди со своими недостатками и достоинствами. Питер Макдермотт, который по-настоящему компетентный сотрудник, пытающийся поступать всегда по совести, однако имеющий запятнанную репутацию. Кристина Фрэнсис, секретарь хозяина отеля, которая успешно совмещает в себе черты сильной, но ранимой личности. Милый старичок Альберт Уэллс, за которого переживаешь как за родного дядюшку и с которым приятно время от времени немного побеседовать. Вор Отмычка, который, несмотря на профессию, только забавляет благодаря своей чудной суеверности. Перечислять можно еще много, поэтому скажу сразу главное: персонажи романа – это и есть те элементы, которые придают отелю его индивидуальность и благодаря которым в отель хочется возвращаться.

Рекомендую роман всем любителям хороших книг, а также тем, кто неравнодушен к гостиничному бизнесу. Именно благодаря этой книге я случайно запомнил, при какой температуре портится жир и почему стоит беречь ключи от своего номера. Не то чтобы мне это хоть когда-нибудь пригодилось, конечно.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 января 2013 г.

Великолепная книга!!! Классический для Хейли производственный роман. Ненапряжный, в общем оптимистичный, легко читаемый, от которого невозможно оторваться пока не доберешься до конца. Внутренняя кухня отеля 60-х описана на «отлично», четко выдержан стиль. И изложение текста — те же 60-е годы. Написано прекрасно — каждое слово, каждое действие на своем месте. Хорошие герои — со своими интересами, достоинствами, слабостями, пороками, жизненной позицией... Всего-то описано четыре дня из жизни отеля, а сколько всего произошло — для кого-то жизнь просто рухнула, кому-то пришлось изменить свои взгляды, потому что время пришло, для другого неожиданно все поменялось к лучшему, кому-то судьба дала еще один шанс, а кому- то просто не повезло... В большом отеле, как в большом городе, жизнь бурлит круглые сутки. Это большой и живой организм, который чувствует и реагирует, потому что отель — это люди. Хейли- писатель для разных категорий читателей и каждый несомненно что-то найдет для себя близкое. Книги Хейли для приятного чтения, они здорово улучшают настроение. Хорошая книга и замечательный автор!!!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 марта 2015 г.

Хейли пишет свои книги по одному «каркасу»: управляющий, женщины, преступления (крупные и мелкие), безнаказанные преступления, коррупция, трагедия. Но то, как он наполняет этот «каркас» в соответствии со временем и местом происшествия — бесподобно.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 января 2016 г.

Захватывающе и познавательно! После любого романа Хейли немного меняешься и уже жизнь в гостинице и работа аэропорта или автозавода видится роднее и знакомее. А какие типажи! Один дед-рудознатец чего стоит! Или самый тупой полицейский, которого жалко до слез...А как описан Новый Орлеан! Этот город тоже становится немного родным. И теплая лирическая тема с искушением в прекрасном саду...Один из самых благодушных романов Хейли ( куда ему до страшного, но лучшего романа Хейли «Детектив»).

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 января 2018 г.

Роман прекрасен. Он затягивает с первых строк, позволяя себя моментально ощутить в уютном и роскошном отеле. Все персонажи живые, поэтому за каждого переживаешь и сочувствуешь. Много нового можно узнать о работе отелей, о положении темнокожих в обществе в те годы и порадоваться хорошему финалу.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июля 2016 г.

Книги автора настоящие *жемчужины* производственных романов!Как работающий в сфере управления отелей могу подтвердить что автор очень глубоко и основательно знаком и описывает мир гостиниц/отелей!Причем не поверхностно гостиничный бизнес а именно со всеми сопутствующими направлениями-ресторанный бизнес,прачечная,служба трансфера!Это что касаемо технической части.В плане же персонажей автор так же пишет выше всяких похвал-точными штрихами создает рабочих на разных должностях,со своими проблемами,заботами,желаниями.создается действительно *живой человек*!

10 баллов и за стиль и за историю!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 января 2016 г.

Не верится, что действие романа происходит в течение всего лишь пяти дней. За эти пять дней столько всего произошло: кто-то награбил кучу драгоценностей, кто-то погиб, кто-то был уволен, кто-то купил отель, кто-то стал начальником отеля.

«Отель» — самый наименее кровавый роман Хейли. В нём очень мало смертей и увечий. Тот же Отмычка при совершении грабежей никого не убивает и не калечит.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 ноября 2014 г.

«Отель» полностью соответствует манере Хейли, всё, чем он славится, на месте. Написан роман в 70-х, но текст вполне современен (кроме проблем сегрегации и бесправности негров). Читать интересно и познавательно. К сожалению, все линии стали понятны практически в середине книги, интрига для меня пропала.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх