FantLab ru

Теодор Старджон «Бог микрокосмоса»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.73
Голосов:
90
Моя оценка:
-

подробнее

Бог микрокосмоса

Microcosmic God

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 19
Аннотация:

Гениальный, но далёкий от повседневных забот биохимик Киддер устраивает в своей лаборатории процесс эволюции in vitro и выводит расу разумных существ. Искусственная эволюция идёт ускоренными темпами, и вскоре создания Киддера обгоняют по развитию человечество. Теперь Киддер и его маленький народец может решить практически любую техническую проблему на Земле. Но плодами технического прогресса хотят завладеть нечистые на руку люди, гораздо более практичные, чем наивный гений.

Входит в:

— сборник «Without Sorcery», 1948 г.

— сборник «Caviar», 1955 г.

— сборник «Alien Cargo», 1984 г.

— антологию «Фантастика века», 1995 г.

— антологию «На суше и на море 1961», 1961 г.

— антологию «Science Fiction Hall of Fame, Volume One», 1970 г.

— журнал «Astounding Science-Fiction, April 1941», 1941 г.

— антологию «The Great SF Stories 3 (1941)», 1980 г.

— антологию «The Pocket Book of Science-Fiction», 1943 г.

— антологию «Microcosmic God and Other Stories from Modern Masterpieces of Science Fiction», 1968 г.

— антологию «Modern Masterpieces of Science Fiction», 1965 г.


Похожие произведения:

 

 


На суше и на море. 1961
1961 г.
Искусники планеты Ксанаду
1993 г.
Фантастика века
1995 г.

Самиздат и фэнзины:

Мне отмщение...
2000 г.

Издания на иностранных языках:

Astounding Science-Fiction, April 1941
1941 г.
(английский)
Without Sorcery
1948 г.
(английский)
Caviar
1955 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1965 г.
(английский)
Chefs-d'oeuvre de la science-fiction
1967 г.
(французский)
Microcosmic God and Other Stories from Modern Masterpieces of Science Fiction
1968 г.
(английский)
Caviar
1970 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1974 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1974 г.
(английский)
Microcosmic God and Other Stories from Modern Masterpieces of Science Fiction
1975 г.
(английский)
The Great Science Fiction Stories Volume 3, 1941
1980 г.
(английский)
Alien Cargo
1984 г.
(английский)
Microcosmic God, Volume II: The Complete Stories of Theodore Sturgeon
1995 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 августа 2012 г.

Очень интересный рассказ, обманчивый, как и почти все у Старджона. Внешнее противостояние рассеянного и наивного ученого и жадного беспринципного банкира на деле оказывается противостоянием двух до крайности похожих людей. Оба жестоки: один — сознательно, другой — бездумно, обоих интересуют исключительно их собственные планы, обоим глубоко наплевать на интересы тех, кто должен служить их целям. Просто так уж сложилось, что банкиру безразличны люди, а ученому — созданная им раса разумных существ, жизнь которых зависит исключительно от его желаний и планов. Из этих двоих ученый кажется, пожалуй, еще более бесчеловечным, ибо ему не свойственна человечность даже в искривленной форме: его не интересуют ни власть, ни деньги, ни свое эго.

Позиция самого автора по вопросу вполне ясно просматривается из самого тона рассказа. Когда читаешь, как сухо-иронично Старджон перечисляет все эксперименты, которые Киддер проводит над своими Неотериками, становится очень понятной финальная мрачноватая фраза «когда я думаю об этом, меня охватывает испуг». Потому, что, скорее всего, конец света для человечества начнется с начала эры Бога Киддера и его Творения.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 августа 2009 г.

Мне рассказ не понравился. Вышел он какой-то рваный, с плохим текстом (я далёк от мысли, что «виноват» перевод Ф. Мендельсона), с плохо различимой идеей, но с чётко расставленными акцентами: вот плохой и жестокий банкир, вот хороший и наивный учёный. Мне такое не по вкусу. Вообще, сложилось впечатление, что это рассказ-набросок для чего-то большего, вроде конспекта с основными тезисами. Характеры, личности героев не раскрываются, сюжет описывается бегом, на каждое действие – буквально несколько строчек, на каждую сцену – несколько абзацев. Грандиозный эксперимент учёного Киддера описывается так скоро, так поверхностно, так мимоходом, что лично мне абсолютно не верится не то что в его благоприятный исход, но даже и вообще в закономерную конечность какого-то итога, результата. Читал и твердил себе: этого не может произойти (…так быстро). Но только из этого научного эксперимента можно было вычленить автору что-то интересное для читателя, однако же Старджон сделал акцент на противостоянии банкира и учёного, итог которого ясен с первого намёка на это.

Вполне возможно, что на восприятие влияет дата написания рассказа: не перманентно, мол, ага, 1941-й год, ну тогда яможно и не ждать от этого рассказа каких-то оригинальных, свежих идей; наоборот, только после прочтения говоришь себе: «наверное, дата написания сего – 30-40-е годы, очень похоже…». В целом же, не глубокое произведение, с карикатурными, шаблонными не героями даже, но персонажами. Перечитывать не потянет.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 января 2011 г.

Рассказ «Бог микрокосмоса» входит как раз в тот один процент произведений, которые, согласно «закону Старджона», только и заслуживают внимания на фоне 99 процентов «трэша»...

Простодушный в своей смелости сюжет, — в лучших традициях Золотого века НФ, когда сверх-достижения легко удавались отшельникам-учёным. Им даже удавалось подстёгивать темпы эволюции. И создавать расу сверхразумных.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 февраля 2009 г.

Великолепный рассказ, один из лучших в НФ. Парадоксальность ситуации, затрагивание философии взаимоотношений существ во Вселенной. Для ускоренного развития цивилизации необходима стрессовая ситуация!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 ноября 2008 г.

Извечная тема об использовании научных открытий «не по назначению» или о присвоении чужого интеллектуального труда:smile:

Главное отличие рассказа Т.Старджона от других произведений на эту тему — «активная жизненная позиция» самого изобретения. Впервые, пожалуй, ученого защищает его же творение. Причем, сам первооткрыватель к этому абсолютно непричастен. Если проводить аналогии с человеческим обществом, то рассказ посвящен вопросам Веры. Есть время для создания религии, но в какой-то момент приходит и время защищать эту религию от посягательств. Мы защищаем наших богов. А они об этом могут и не догадываться, занятые другими проблемами.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 февраля 2016 г.

Единственное что понравилось — сам эксперимент ученного. Довольно неплохо описан и продуман. я даже поверил, что такое (в принципе) может быть.

Ну и написан рассказ легко, читается с удовольствием.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 марта 2015 г.

Прочитал этот рассказ в детстве, в сборнике «На суше и на море» 1961 г.

Потрясающий рассказ, перечитываю каждый раз как есть возможность взять в руки книгу, крайний раз — два дня назад :)

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 октября 2008 г.

Вообще, рассказ странный. Сложно сформулировать какую-то конкретную мысль, почерпнутую из него. Интересно какая была оснрвная идея автора.:confused:

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июля 2007 г.

Очень хорошо помню этот рассказ, впервые напечатанный, кажется, в одном из сборников «На суше и на море». Очень необычный по тем временам, мне кажется, он и сейчас будет читаться с интересом.

Оценка: 8
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 декабря 2016 г.

Квинтэссенция «Гиперболоида инженера Гарина», «Продавец воздуха «, «Властелин мира» и прочих. Гениальный ученый и результаты его деятельности.В рассказе всё-таки учёный сумел обезопасить мир от своего изобретения.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх