FantLab ru

Леонид Каганов «Дело правое»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.74
Голосов:
327
Моя оценка:
-

подробнее

Дело правое

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 71
Аннотация:

Четверо молодых киберигроков во главе с Тимуром отправляются в далекое прошлое, для того чтобы устранить одного из самых жестоких анфюреров Отто Карла Зольдера. Как оказывается, задача эта не из простых, ведь сделать это надо трижды — остановить, наказать и предотвратить.

Но у них нет другого выбора, потому как ДЕЛО ИХ — ПРАВОЕ!

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Дефицит белка
2007 г.
Ночь Накануне
2009 г.
Ярость благородная
2011 г.
Письма не нашего времени
2014 г.

Периодика:

«Мир фантастики» № 8, август 2006. Том 36
2006 г.

Аудиокниги:

Подкаст «МДС» для «Samsung Mobile»
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 августа 2008 г.

В рассказе очень много логических и психологических неувязок. Во-первых, как обычные, не подготовленные люди, так сразу и сходу решились на убийство. Да и то, что их всех не перестреляли тоже странно, ну Тимур спец, понятно, но все остальные простые профаны. Хотя одного в итоге и убили по глупости. А вообще, идея повести о том, что «геймер» умеющий стрелять в игре, привыкший убивать там, сможет все это сделать в жизни — в корне обрушивается. Да и риск в игре и в жизни не одно и тоже. А вообще я рад, что в жизни никто так не может схватить автомат и также «хорошо» пойти косить направо и налево за правое дело, оно у каждого свое.

Да и вообще, складывается ощущение в умственной неполноценности героев. Пришел Тимур, сказал: «Пошли, перенесемся во времени, хлопнем гада!» И все ему сходу поверили. Даже сомнений нету. Как-то в рамки человеческого недоверия не укладывается.

Если подытожить по персонажам рассказа, то автору не удалось создать живых и правдоподобных героев.

Что же касается тройственной задачи, противоречий не вижу, но и смысла нету. Больше похоже на фантазию.

А вот сцена пыток в отмщение имеет некоторую правдивость с жизнью. Очень часто люди путают заслуженное наказание и месть, и подменяют понятия. Но данная сцена была только антуражем и не легка в идею произведения.

На счет идейного составляющего рассказа, хаять или возносить не буду. Просто скажу, что я с автором не согласен. Всегда есть правое дело в интересах большинства. Но кому-то идея автора будет близка к сердцу.

Итог: рассказ с идейной составляющей, но без внутреннего наполнения. Слабенько, но прочесть можно.

Читал публикацию в журнале «Мир Фантастики» № 8 (36) за 2006 год.

Оценка: 5
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 марта 2009 г.

Самая лучшая характеристика для фантастического рассказа, то что он не только заинтересовал и показался увлекательным, но и то, что он поверг в смятение, вызвал приток адреналина, заставил сердце учащенно биться. Всё это относится к «Делу правому». Не нужно искать в нем двойного и тройного дна, или какой-либо оригинальнейшей идеи, или же делать попытки той или иной трактовки событий и трактовки задуманного. Этот рассказ играет на ещё не до конца уснувших чувствах современного человека. Человека циничного, человека прагматичного, человека, которого давно уже трудно чем либо удивить или заставить всеми частицами своей сущности сопереживать чему-либо. Ни мировые трагедии из дневных новостей, ни истории ветеранов войн, ни криминальные сводки из программ о происшествиях или газет. Давно уже у современного человека выработался порог сопротивления ко всему этому. И это закономерно, потому что если бы любая и каждая новость находила стопроцентный отклик в душе человека, то неизбежным результатом было бы помрачение рассудка. А произведения искусства для того и существуют, чтобы пробуждать в человеке те чувства, которые в него заложены изначально. Музыка, кино, полотна живописи, литература и т.д. И чем человек и человечество становится взрослее, тем выше для него поднимается планка и тем качественнее и интереснее должно быть произведение искусства. В данном случае литературное произведение. И Леонид Каганов в рассказе «Дело правое» эту задачу выполнил. И выполнил превосходно.

Не нужно искать в этом рассказе четкую причинно-следственную связь. Сюжет отталкивался от компьютерной игры и вся сюжетная линия построена в подобной игровой форме. Не нужно забывать, что рассказ фантастический, хотя и затрагивающий очень даже реальные аспекты нашей жизни. Не нужно пенять на расплывчатую мораль этого произведения. Она нечеткая, потому что каждый найдет отклик ее в себе на подсознательном уровне. Не нужно искать в рассказе научный базис, его там нет. Рассказ не для этого написан.

Сюжет, характеры героев, конечно же авторский стиль, жесткое действие, стопроцентный драйв, прекрасное исполнение. И то, что имеется в рассказе сверх этого. За всё это «Дело правое» заслуживает весьма высокой оценки.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 апреля 2010 г.

Самый слабый из кагановских рассказов, мной прочитаных. Не буду перечислять все логические несостыковки — по ним достаточно уже прошлись предыдущие ораторы, только отмечу, что при всей «идеологической выдержанности « и типа патриотичности — рассказ совершенно не воспринимается как действительно произведение на патриотическую тематику — скорее, как неумело сделаная двухмерная компьютерная игруха, в которой герои производят вроде правильные, но совершенно ненастоящие действия.

В общем, если читая сбрник решите пропустить этот рассказ, не читать его — правильно и сделаете.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 марта 2013 г.

Один из многих рассказов об альт.историях ХХ века и о «прогрессорах», пытающихся историю поправить и в итоге понимающих, что всё плохое имеет тенденцию меняться насильственным образом — только (надо же какая неожиданность) к ещё более худшему. В этот раз прогрессоров первоначально натренировали и отобрали лучших по компьютерной игре-стрелялке. Наверное это было интересно читать тем, кто в эту игру вдоволь наигрался в начале 2000-х , но к 2013 году — уже и про игру такую, небось, позабыли.

Может быть в целом и можно было бы оценить как «очень неплохо», но дьявол, как говорится, прячется в мелочах... Ну, помилуйте, как читатель должен воспринять фразу Главного Злодея, — немца-нациста из начала 30-х годов, — что мол наше (его) правительство нас (их) обмануло, «украв у граждан последнюю копейку». Вот эта-то мелочь-копейка, совершенно неуместная в монологе гг, убивает восприятие просто-таки напрочь (((

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2012 г.

Тот, кто придумал, умер 7 января 1943 года в Нью-Йорке. В гостинице «Нью-Йоркер» на Манхеттене. В комнате 3327 на 33 этаже. В возрасте 87 лет. От старости. Тот, кто собрал и отладил, погиб при землетрясении в Пакистане в 2003 году. В 2006 (если брать год написания за год действия, что очень похоже) этой аппаратурой воспользовались юные геймеры, желающие изменить кровопролитную историю второй мировой...

Не первый и не последний рассказ для юношества (от того и по юношески жестокий) о том, как компьютерные игры влияют на психологию (не писхику))), и о пресловутом «эффекте бабочки».

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2010 г.

Странный рассказ... Он выбивается из всего сборника «Дефицит белка». Кажется что писал его подросток, не наигравшийся в компьютерные стрелялки. Сюжет с идеей мести — не нов, слишком много патетических речей главного Злодея. И хотелось бы добавить про клещей. В рассказе на главного героя с куста спускается клещ. С этим не очень согласен:dont:, как-никак, сам в лесу работаю, но ни ни разу не видел момент «стыкования» клеща с одеждой. Икcодовые клещи (к ним относятся европейский лесной клещ и таежный клещ) никогда не набрасываются и никогда не падают (не планируют) на жертву сверху с деревьев или высоких кустов. Они просто тупо ждут жертву, учуяв её на расстоянии. Клещи цепляются за неё, когда она проходит мимо и прикасается к травинке (палочке) на которой сидит клещ. Чаще всего это бывает в кустах по-пояс, в малинниках. Вот такие, казалось бы, мелочи портят окончательно все произведение, хотя ведь рассказ-то фантастический...:biggrin:

Оценка: 4
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 декабря 2007 г.

Мне не понравилось. Во-первых, не очень-то интересно, к тому же жутко предсказуемо. Во-вторых, логически странно: непонятно, как молодые люди так просто переключились на «всех мочить», почему фюрера убивали три раза (а не семь? а не один?) — не ясно. В-третьих, как уже НАДОЕЛО, это эксплуатирование тему «Раздавишь бабочку — получишь писец». Старая история, нет чтобы что-нибудь пооригинальнее выдумать.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 июля 2006 г.

Рассказ больше подходит для юношества чем для взрослого читателя. Не могу поверить в некоторые вещи: например, что ребята так спокойно могли убивать, ведь игра — это одно, а жизнь другое. И сделав это даже не испытывали никаких переживаний по этому поводу:confused: Потом: зачем Отто надо было убивать три раза? Непонятно... Вообщем, вопросы можно задавать и дальше, только смысла не вижу. Вердикт таков: сырой рассказ с понятной идеей, но непонятным исполнением.

З.Ы. Последнее время всё время мучает вопрос: неужели Каганов разучился писать рассказы:weep:

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 апреля 2013 г.

Мне рассказ показался слабым и неудачным. Идея банальна — дракон умер, да здравствует дракон. Ттемпоральные парадоксы уже всем надоели.

Но лично у меня претензии к недостоверности. Читаешь и не веришь.

Непонятно, зачем убивали Отто 3 раза.

Непонятно, почему согласились так быстро на операцию, почти не задавая вопросов.

Я не могу поверить, что олюди будут так себя вести в подобных обстоятельствах.

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 ноября 2010 г.

По правде сказать рассказ слабый, затянутый и психологически недостоверный. Недостоверна эмоциональность Анки (такую эмоциональность можно получит долго изучая материалы (как в рассказе Гансовского «День истории»), но не потому, что бабушки и дедушки испытали), ни к чему заставлять Отто заслоняться любовницей, если бы он не заслонялся это не делало бы его меньшим преступником, а так «а еще он на пол плюнул!»

Рассказ Гансовского «Демон истории» значительно лучше и достовернее

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июня 2011 г.

Переработанный в повесть рассказ напомнил сюжет гораздо более раннего произведения С. Гансовского «Демон Истории», где герои также отправляются в минувшее с целью уничтожить нацистского суперзлодея. Миссия удалась, но по возвращении обнаруживается, что место уничтоженного фюрера в истории занято А. Гитлером. Изменились только несущественные для кошмара Истории названия и детали.

Л. Каганов лишь в очередной раз очень точно иллюстрирует ТЩЕТУ ДЕЯНИЯ с целью исправить (улучшить) Историю. Всё получается с точностью до наоборот, — несчастья лишь умножаются.

Обнаружив явное совпадение сюжетов, испытываешь досадливое чувство: ну зачем же было заставлять героев наступаль на те же «грабли», — пусть и в иных, — на этот раз, кибер-реалиях. Только лишь для очередной назидательной концовки?

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 октября 2015 г.

Да нормальный рассказ. Автор смешал две темы: наказание за преступления и осатаневших геймеров (кто играет за фашистов? да никто, просто ты видишь немецкий мундир на игроке другой команды, а он видит немецкий мундир на тебе). И троекратное убийство — тоже вполне в духе компьютерных игр. Но автор логически не довёл историю до конца. Зачем приплетать реальность с Адольфом Гитлером? Это сразу слезливые (в хорошем смысле) истории про прадеда на танке и девочку в концлагере делает вымышленными, сном, несбывшейся ерундой. И обращение к Богу в такой «меняющейся» реальности тоже не выстрелило. Там один был Бог, реальность изменилась (раза четыре, если считать от самой первой), тут другой Бог.

Много всего автор всунул, сам запутался, читателя запутал и вывернул на пафосный крик души. А так... ничего, нормальный рассказ.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 октября 2007 г.

Рассказ вторичен до ужаса. И по теме, и по исполнению. В принципе попахивает плагиатом, знатоки упоминали рассказ Варшавского, но я к сожалению названия не помню. Ну пусть будет ремэйк. Рассказ по уровню достоен именно журнала «Мир фантастики» — для любых других слишком слаб.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 сентября 2014 г.

Угораздило начать знакомство с творчеством Лео с этого рассказа — чуть было сразу и не закончил знакомиться. Рассказ слабый — банальная задумка, весьма картонные персонажи, тонны непонятного пафоса, на удивление неряшливый язык — рассказ просто плохо сделан, что странно, учитывая талант Каганова-рассказчика. Такое впечатление, что рассказ писался в очень сжатые сроки и «на отвали».

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 апреля 2013 г.

Сам по себе сюжетный посыл хорошо известен в фантастической литературе: вернуться в прошлое и рассчитаться с фашистским злодеем. Но в этом рассказе автор, как мне кажется, пошел дальше. Он стремился показать, как компьютерные стрелялки постепенно вытеснили из души детей понятие преступление. Ведь герои последовательно шаг за шагом мстят и превращаются в таких же самых убийц и палачей, которым чуждо чувство жалости, а садизм у них в крови. и Никакие благие намерения, и никакое чувство благородной мести не могут оправдать того ненасытного чувства наслаждения убийством, и не просто убийством, а убийством в особо жестокой манере. Всего два года компьютерных игр и готовы недумающие солдаты с лозунгом: наше дело правое.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх