FantLab ru

Все отзывы посетителя vvmonahov

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Сергей Садов «Кристалл Альвандера»

vvmonahov, 16 апреля 22:38

Начало книги меня восхитило. Это была новая инкарнация «Люди как боги» Снегова с поправкой на совершенно другой социальный строй — «капитализм с человеческим лицом». Именно новая инкарнация, а не ремейк — всё совершенно самостоятельно, от сюжета до элементов мира, где «Люди как боги» обладают невероятными пси-способностями и в порядке эксперимента создали младшие расы — эльфов, гномов, русалок, леших. И заботятся о них как у Снегова галакты. В данном романе люди вообще больше похожи на галактов, чем на людей. Аналогом мыслящих МУМ (малых универсальных машин) Снегова в данном романе — мыслящие биокомпы и тот самый кристалл Альвандера, выращенный главным героем-человеком — рано повзрослевшим мальчишкой Альвандером.

И насколько меня восхитило начало книги, которое я оценил на 10 баллов, настолько меня стал раздражать потянувшийся далее нудный производственный роман, который, впрочем, иногда радовал интересными психологичными моментами. Но нудятины и «воды» там было слишком много, и размер текста следовало бы сократить в 3-4 раза. Тогда бы получился шедевр. А так дошло до того, что к концу романа я стал пропускать по нескольку страниц с очередными совершенно ненужными производственными моментами по строительству корабля. Я читал в варианте книги, где в одном томе с одной нумерацией глав и «Крислалл Альвандера», и «Корабль Альвандера», так что не знаю, где один романпереходит в другой. Но «Корабль Альвандера» явно гораздо слабее и занудливей первой книги.

Радует только, что технические задания на строительство элементов корабля давались без сметы затрат и подробного календарного плана (о примерном календарном плане рассказывалось!). И в описании тренировок не указывалось, сколько баллов Гг и его сестра набирали за силу, выносливость, ловкость, интеллект. Так что недостаточно подробно всё было описано, могло бы быть и хуже.

Итог: 8 баллов за первый роман, 6 баллов за второй, и снизил оценку до 7 баллов за оба вместе — за элементы производственного романа, которые хоть и заметно испортили роман в целом, но не смогли совсем уж снизить очень приятное ощущение от реинкарнации романа «Люди как боги» Снегова. Жду продолжения — по идее после выхода людей-галактов за Барьер должна быть встреча с разрушителями («Люди как боги» Снегова).

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Данила Соловьев «Воплотитель»

vvmonahov, 10 апреля 11:09

Роман доступен в электронном виде. Главный герой романа — тот самый грайр, столкновением с которым заканчивается «Архангел». Погибший грайр возрождается через 50 лет после столкновения. Он внешне почти не отличается от человека, и его воспринимают как воскресшего героя. А Шалфея к этому времени демонизируют и считают его виновником тех бедствий, к которым привело частичное разрушение чёрного шара-накопителя во время столкновения. Особенностью Гг является то, что он не просто грайр, а креацианист-воплотитель — умеет воплощать (материализовать) на время придуманные предметы.

Начало интересное и подавало надежды, что роман будет не хуже предыдущего. К сожалению, потенциал задумки не удалось реализовать, и дальше воплотитель теряет свою способность, и идёт обычное приключенческое фэнтези. Вообще некоторые первоначальные интересные сюжетные линии автор обрывает и начинает совсем другие, из-за чего роман оказывается перегружен второстепенными линиями и непонятна основная. Появляющиеся отделившиеся друг от друга Шалфеи — одно из таких ненужных ответвлений. Они выглядят весьма блекло и совершенно вспомогательны. Это герои даже не второго, а третьего плана, что обидно.

Итог: читаемо, но только как чисто приключенческое фэнтези, продолжающее первую книгу и держащее в ожидании продолжения приключений Шалфея и раскрытия загадок мира, в который он попал. Но в результате ожидания вызывают некоторое разочарование. Так что 6 баллов.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Юлия Фирсанова «Тиэль: изгнанная и невыносимая»

vvmonahov, 7 апреля 00:54

Когда Фирсанова пишет нормальную фэнтези, примером которой служит данная книга, а не бл... романы — ой, пардон, дамские, её талант блистает. Герои живые, психологизм на высоком уровне, приключенческая составляющая захватывает, героям сопереживаешь, и всё логично и очень динамично.

Конечно, есть и недостатки. Магический мир не просто узнаваемый, а изъезженный вдоль и поперёк мир Средиземья Толкиена в варианте его стандартного фэнтезийного отражения в стиле Перумова. Детективные сюжеты сначала производят впечатление не связанных друг с другом рассказов — но далее этот недостаток сглаживается, и вырисовывается общая колея романа. Глубоких мыслей в романе нет, это в основном развлекательная литература. Впрочем, умение героини беспристрастно и в очень необычном ракурсе оценивать поступки окружающих учит читателя такому подходу, что вывело роман из разряда чисто развлекательных и заметно повысило оценку, которую я ему поставил. Я оцениваю книги как шедевры при оценках 8 или 9, а 10 — это абсолютный шедевр (на века). Тут до шедевра чуть-чуть не хватило, поставил 7 баллов.

Итог: достойно чтения и перечитывания.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Дарья Стааль «Университет Льда. Согрей меня, если сможешь»

vvmonahov, 5 апреля 22:12

Боялся, что это будет очередная бабская фантастика — ой, пардон, дамский роман. К счастью, этого не случилось. Любовная линия, конечно, есть, и она одна из основных — но именно что одна из. И без дурацких слюнявых переживаний и складывания штабелей принцев перед ногами героини. Пара аристократов соперничают — но это показано как весьма естественный процесс. Главное в романе — специфика упоминаемых магических миров и их жителей, которые только внешне являются людьми. А вот внутренне они являются проявлением той стихии, в мире которой живут. Суть сюжета — судьба кучки магов из огненного мира, спасшихся вмире льда от катастрофы, постигшей их мир, и их взаимоотношения с магами мира льда.

Всё довольно живенько и реалистично. Отдельные неумелые штрихи не очень портят картину.

Автор явно пыталась написать дамский роман-поделку, но заметно переросла этот уровень. Так что в полне читаемо, несмотря на небольшие элементы дамского романа.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Андрей Красников «Серебряные колокольчики»

vvmonahov, 2 апреля 23:43

Занудливо, нереалистично и как-то слюняво. Неудачная попытка написать шпионский роман. Молодой мальчишка становится одним из семи глубоко законспирированных агентов, которые должны отомстить захватившему их планету руководству «диктатуры» соседней планеты.

Зачем «диктатура» переселяет жителей захваченной планеты на другую, совершенно непонятно. Экономический смысл в таких действиях отсутствует напрочь — это гораздо дороже и неэффективнее, чем индейцев из Америки перевозить в Европу.

Зачем нужно уничтожение Императора «диктатуры» — тоже совершенно непонятно. Наверное, потому что она «диктатура». И ради далёких детских воспоминаний суперагенты, вполне успешно устроившиеся в обществе, готовы убить тех людей, которые не сделали им ничего плохого и, напротив, их любят и уважают. С кем рядом они сражались плечом к плечу. Ну, и по ходу дела друг друга убивают, жертвуя собой, чтобы побыстрее оставшихся наверх продвинуть.

В общем, круглый идиотизм, а не роман. Средний уровень макулатуры.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Андрей Ливадный «Пепельный Свет»

vvmonahov, 31 марта 08:22

Когда двоечник пишет космическую фантастику — это плохая фантастика. Это вам не Лем с его «Непобедимым», «Солярисом» и навигатором Пирксом, и не Нортон с «Саргассами космоса». Безграмотные попытки использовать научную терминологию, в которой автор совершенно не разбирается, вызывает желание сразу выкинуть книгу в мусорное ведро:

«Эти звезды будут существовать в визуальном восприятии еще десятки тысяч лет… но их уже нет! Нейтринные ускорители наших обсерваторий позволяют наблюдать их гибель прямо сейчас!»

Описания также говорят о том, что книгу писал двоечник:

«Группа людей, облаченных в одинаковую гермоэкипировку, спустилась вниз. На ходу снимая гермошлемы, они неторопливо направились к краю посадочной площадки, негромко переговариваясь между собой; их усталые, покрытые бронзовым космическим загаром лица хранили отпечаток только что пережитой утраты.»

Ага, ещё бы написал «их суровые лица, обветренные космическими ветрами».

Итог: макулатура, не заслуживающая чтения.

Оценка: 1
–  [  0  ]  +

Всеволод Алфёров «Царь без царства»

vvmonahov, 31 марта 01:03

Тяжёлый слог, нереалистичный мир. Герои средневекового магического мира, рассуждающие как современные европейцы. Совершенно нелогичная ситуация, в которую поставлены и маги, и «царь без царства» — бедные несчастные могучие маги запуганы лавочниками. В общем, по Станиславскому «не верю!»

Нечитаемо.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Леонид Кондратьев «Проблемы космического масштаба»

vvmonahov, 24 марта 22:26

Читаемо, но недоработанно. Полупародия на «Полный набор» Князева, хотя и является совершенно самостоятельным произведением. Но в стиле Князева, так что не всем понравится.

Герои (Гг и окружающие его девушки) весьма живые, все героини очень разные и запоминающиеся. Однако имеется чехарда сюжетных линий, когда старые полностью забрасываются и начинаются новые. И совершенно нелогично выглядит, что девушки (принцесса, императрица, гладиаторша и богиня) внезапно дружно вешаются на шею обычному студенту без всяких объяснений, чем же он их привлёк. А объяснение автора, что скромностью и стеснительностью , выглядит, мягко говоря, неубедительно — как неудачная шутка. Да и концовка приделана искусственно как добавление уже после того, как всё закончилось браком. Автору захотелось повторить, поженить героинь с героем ещё раз, отведя их в ЗАГС — как в нынешних песнях отсутствие слов компенсируют многократным повторением уже прозвучавшего текста.

И явно видимые элементы комикса заметно снижают впечатление. Если бы из текста вычистить эту дурь, и превратить его из комикса в книгу, он бы мог превратиться в шедевр. Но чего нет, того нет.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Алексей Федорочев «Видящий. Небо на плечах»

vvmonahov, 22 марта 11:58

Всё на уровне первых двух книг. Основное содержание книги — выход Гг на уровень общения в высшем свете, окружении императора, и внезапная болезнь, поражающая в основном одарённых, которую выпустил в СПб один озлобленный учёный.

Раздражает только дурацкий эпизод со спасением Гг города от наводнения в самом конце, он совершенно лишний.

Приключенческая составляющая на высоте, магический мир описан вполне реалистично и раскрывается с новых сторон. Это вполне логичное продолжение предыдущей книги. Помимо самой концовки автор даёт Гг многовато роялей в кустах — но так и в первых книгах то же было.

Так что тем, кому первые две книги понравились, рекомендую читать, поскольку третья книга в стиле двух первых и практически на том же уровне.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Аскольд Якубовский «Аргус-12»

vvmonahov, 19 марта 10:28

Очень неоднозначно. С одной стороны, много неожиданных поворотов, имеется и новизна мира, и приключенческая составляющая. С другой — крайний примитивизм и механистичность образов. Всё, что относится к Аргусам и Доктору Зло (Штарку) — обычный Западный комикс. Для СССР это было необычно и выделялось на фоне других произведений, но сейчас хорошо видно.

Вообще любое современное произведение, где упоминаются с большой буквы Зло и Добро, нельзя относить к взрослой литературе — это удел сказок для детей дошкольного возраста.

Вообще с логикой у автора серьёзные проблемы — начиная с самой идеи, что один сверхчеловек должен восстанавливать закон и порядок. И по факту ведь получается, что отнюдь не Гг и его коллеги, а Доктор Зло всё делал правильно, а «положительные» герои действовали совершенно безумно, движимые принципом «надо бы, чтобы посложнее и с большими жертвами, а иначе какие же мы герои?».

Моральные аспекты автора тоже совершенно не волнуют. Сама идея «Аргуса» троглодитская: «давайте принесём человека в жертву Закону и Порядку: наделим его немыслимыми силами за счёт времени его жизни. Годы жизни за дни работы по восстановлению Закона. Жертвоприношение себя Закону должно быть добровольным и радостным.»

Вообще человеческая жизнь Аргусом/Аргусами не ценится. Спрашивается: и этот монстр, для которого важно только накопить побольше новой информации, олицетворяет закон и добро? Роль Тёмного Властелина подошла бы ему гораздо больше.

Итог: минусов больше, чем плюсов, и читать стоит только из-за необычности произведения. Оно выбивается из разряда стандартных штамповок и запоминается, что позволяет его оценить, несмотря на все недостатки, чуть выше среднего уровня.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Дмитрий Биленкин «Чужие глаза»

vvmonahov, 17 марта 20:02

Типичный Биленкин: всё механистично, как в школьной задачке. Дана планета, вращающаяся вокруг звезды, излучающей в невидимом для человека диапазоне. На ней имеется жизнь, где все видят в этом диапазоне. Имеются земляне, действующие строго по инструкции. Прилетели, автоматы подобрали частоты для исследования планеты, ослепили всех, кто там живёт. Вывод: инструкцию следует расширить. Всё! Не надо ожидать, что автора интересует, как спасти планету, или ещё что-то. Техническая проблема поставлена, изложена, рассказ-отчёт отослан, можно писать новый.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Олег Орлов «Расходный материал. Разведка боем»

vvmonahov, 13 марта 05:02

Книга в том же стиле, что и предыдущая, но послабее. Те же недостатки, что и в предыдущей: «разруха сначала у авторов в головах, и только потом в их книгах». Сумбур в голове автора привёл к тому, что доведён до совершенства самый большой недостаток первой книги: скачки сюжетных линий туда-обратно по героям и по времени. Да и герои-военные, ставшие магами, у автора стали настолько похожи, что я их перестал различать и совершенно в них запутался. Как и в том, что после чего происходит.

Раздражают длинные монологи автора на политические темы — если бы их раз в десять сократить, книга заметно выиграла бы. И столь же неуместно добавление религиозной пропаганды, с прямыми ссылками на Евангелия. Сами идеи, высказываемые автором, не вызывают раздражения, как и политические взгляды автора — вызывает раздражение топорная реализация.

Итог: читаемо, но с трудом, и можно читать только благодаря приключенческой составляющей.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Николай Метельский «Чужие маски»

vvmonahov, 8 марта 13:16

В целом читаемо, но, в отличие от первых двух книг, неприятно удивило наплевательсктое отношение ГГ к жизни ничем неповинных людей. Убить сыновей бывшего владельца компании-конкурента, или простых охранников — да запросто, без малейших угрызений совести. И на этом фоне такие переживания по поводу того, что на его людей напали. Прямо по анекдоту: «А нас-то за что?»

А поведение ГГ по отношению к «запавшим» на него девушкам вообще вне логики. Он описывается автором как такой умный, но такой тупой. И непонятно, чего он сам хочет.

В общем, очень неоднозначное отношение к книге. С одной стороны, хорошая приключенческая составляющая. С другой — колорит необычного мира исчез, а герои ведут себя всё более картонно, как марионетки, которых автор дёргает за ниточки.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Андрей Красников «Пустошь. Континент»

vvmonahov, 25 февраля 11:05

Весьма блеклое продолжение первой книги. Вся книга — ни о чём.

Если в первой книге была динамика и логика, то вся вторая посвящена служению ГГ демонам — разбрасывает по городам листки с печатями призыва демона Эйа и раздаёт зачарованные Эйа ножи.

Как часто бывает с начинающими писателями, нащупав интересный ход, автор начинает его повторять, «усиливая». Нешаблонность из первой книги с демоном стала шаблоном во второй. И, чтобы «усилить», автор ввлёл ещё одного демона, теперь уже женского рода — «Невесту». Которая воспроизводит «усиленный» вариант Эйа, и заказ которой ГГ также начинает выполнять и в конце книги ставит Печать, чтобы призвать «Невесту» в мир.

Прочитал сделанное описание демонов и понял, что оно получилось гораздо интереснее, чем серое монотонное изложение всего этого автором.

Богиня Эстерси столь же невыразительна как вся книга. Отдалённый голос «Помоги» — и всё. Через сотню страниц опять отдалённый голос «Помоги».

Любовная линия втиснута в книгу с изяществом слона в посудной лавке. На уровне «помощница библиотекаря очень мило покраснела. Похоже, я в неё влюбился. Ах, как я её люблю! Пойду в бордель, так как иначе не выдержу силы своих чувств».

Итог: вторую книгу можно пропустить и сразу приступать к чтению третей — читатель ничего не потеряет, наоборот, не утонет в тоннах воды, которыми наполнена вся вторая книга. И появится лёгкий элемент новизны и впечатление, что сюжет развивается.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Сергей Садов «Горе победителям»

vvmonahov, 22 февраля 22:41

Одна из самых ранних и самая слабая книга Садова. Начало литературного пути — тот блин, который комом. Слащаво доброе добро и злодейски злое зло. Абсолютно картонные герои с гипертрофированными характерами.

Автор, похоже, сам не понимал, что охранники-гуэлы, приносящие клятву верности по пустяковому поводу (Гг смог уклониться от нападения, когда они хотели ему набить физиономию) , в соответствии с которой они верны хозяину до смерти — это вовсе не верность, а просто рабство. В худших традициях древнего рабовладения — когда рабы умирают вместе с хозяином.

А чего стоит невероятно умный и мудрый (согласно автору) бывший повелитель планеты и бывший вождь её единой нации (подчистую уничтоженной в космической войне), которого мальчишка-Гг учит жизни?

А руководители спецслужб рас-супердержав, не говоря про рядовых агентов, которых он самим своим присутствием перевоспитывает?

Вообще все преклоняются перед великим и самым-самым умным, сильным и добрым подростком. Даже супергениальный био-ИИ, которого Гг единственный смог приручить, по-человечески относясь к нему. А все остальные к био-ИИ как к бездушным железякам относились...

В общем, набор штампов начинающего писателя, чей талант ещё не сформировался.

Читать не рекомендую, в отличие от более поздних очень похожих, но на два порядка лучших «Князь Вольдемар Старинов» и «Рыцарь Ордена» (в начале подзатянутого, но далее гораздо лучше). И, конечно, рекомендую «Дело о неприкаянной душе». А любителям фантастических детективов рекомендую «Загадка старика Гринвера» и «Загадка имперского посла».

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Сергей Плотников «Отражение»

vvmonahov, 17 февраля 00:39

Начало совершенно дурацкое, и его следует пропустить, а начинать читать после пропуска четверти текста. Содержание этой части умещается в трёх предложениях: на Земле раньше была магия, но совместными усилиями магов и церковников её удалось изолировать в местах силы — холдах, и маги теперь живут только в них. Пятилетний мальчик коснулся поцарапанной рукой зеркала-артефакта, и у него установился ментальный контакт с девочкой-суккубой его возраста, живущей в изолированном холде со своей матерью. Дети выросли с непрерывной ментальной связью, и вот девушку мать направляет в старшую школу (академию) для детей магов.

Дальше идут приключения в этой школе. Похоже на множество романов про магические академии — и одновременно непохоже из-за ментальной связи парочки влюблённых подростков, а также якобы полную блокировку магии в этой школе. И немного похоже на «Паутину света» автора. Не шедевр, но читаемо. И даже хочется прочитать продолжение.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Сергей Плотников «Темный княжич»

vvmonahov, 14 февраля 23:56

Вторично, но в целом читаемо. Калька с «Самозванца» Даниила Аксенова — тот же способ «попадания», те же молнии как средство убийства магов, тот же стиль мышления героя. Только чуть другие декорации и «попадание» в тело пятилетнего княжича, да ещё родившегося тёмным магом в обществе, где все — светлые маги. Конечно, до «Самозванца» роману далеко. И ещё нужен определённый склад ума (научный), чтобы читать подобные романы и вообще романы Плотникова. Так что не всем понравится. Но я лично не жалею о потраченном времени, и если будет продолжение — прочитаю.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Питер Гамильтон «Звёздная дорога»

vvmonahov, 11 февраля 18:34

Утомительно-однообразное чтиво. Сначала была некоторая интрига — необычный мир, где вживлённые смарт-клетки обеспечивают людям связь с продвинутым аналогом интернет, а распылённая смарт-пыль, работоспособность которой поддерживается радиоизлучением, фиксирует всё происходящее. И неожиданно обнаруживают труп одного из клонов создателя важнейших технологий этого мира — Норта. У него выдраны все смарт-клетки, и не удаётся опознать, какой именно клон убит. Расследованием этого происшествия начинается книга. Продолжается книга. Продолжается. Детектив расследует. Находит место, где скинули в реку труп. Начинают искать такси, которое привезло тело, строят модель движения транспорта в городе. Строят модель. Построили. Подходят двести семьдесят такси. Детектив с помощниками начинает прослеживать движение первого такси. Оказывается, кто-то вывел из строя смарт-пыль в городе на множестве перекрёстков, поэтому надо прослеживать маршруты вручную. Описываются помощники детектива и их личная жизнь — как и жизнь семьи детектива. Второе такси. Третье. Ещё. Ещё. Устал, сменился. И так далее. Семидесятое такси. Действие переключается на Анжелу — женщину, которая якобы убила двадцать лет назад другого Норта. Способ убийства аналогичен убийству клона. Но есть подозрение, что убил инопланетный монстр. Действие расползается, начинается первый эпизод из жизни Анжелы. Опять такси. Личная жизнь детектива. Второй, третий, четвёртый эпизод из жизни Анжелы — то прошлой, то нынешней, где сильные мира сего решили организовать экспедицию для поиска монстра. Сто сороковое такси. Ещё второстепенные герои. В экспедиции «найдём монстра!» начинают погибать участники экспедиции. По поводу «найдём монстра!» это я пошутил — книга не содержит даже капли юмора, она педантично-серьёзна. Автор описывает все второстепенные детали, которые ему кажутся не очень важными. А которые кажутся важными — описывает много раз, с отсылками в прошлое, настоящее, опять прошлое, и т.д.

В итоге я сдался. Интерес к книге терялся по мере чтения, и меня даже перестал интересовать вопрос, кто убийца — Анжела или монстр. А проезжающие по улице такси стали вызывать раздражение.

Вывод: перед чтением книгу требуется положить в сушилку, чтобы вода, составляющая девять десятых её объёма, была убрана. Без этого — нечитаемо.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Вера Чиркова «Потери и находки»

vvmonahov, 11 февраля 11:09

Совершенно картонный мир, построенный по женской логике, где могучие маги прислуживают правителям-немагам. В данном случае магов, которых автор решила «для оригинальности» называть искусниками, травят и вылавливают, чтобы они служили этим нехорошим правителям. А кристально честные и добрые искусники подпольно помогают друг другу. Как увидят кого в беде — так сразу и помогают.

В общем, полный бред. Нечитаемо.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Андрей Васильев «Чужая сила»

vvmonahov, 25 января 13:24

Первая половина книги получилась очень слабой и шаблонной. Эдакий уплощённый «Тайный сыск царя Гороха» Белянина, но без юмора. И достали уже до печёнок посконно-лаптевые древнеславянские «мудрости», совсем детские «домовёнки Кузи» и «поклонись Хозяину леса и принеси ему в дар краюху круглого хлеба». Хотел вообще бросить читать. Но вторая половина книги пошла гораздо лучше, там уже начало напоминать «Файролл», осообенно в конце книги.

Итог: не самая лучшая книга Васильева, но вторая половина книги читаема.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Игорь Негатин «Право вернуться»

vvmonahov, 22 января 02:31

Ниже среднего уровня макулатуры. Первые шесть глав, посвящённых обоснованию переброски ГГ в параллельный мир, можно смело выкинуть как совсем бредовые. Исключительно глупой кажется мысль, что брата-близнеца ГГ (здравствуй, индийское кино!), который гениальный учёный, будут перебрасывать в параллельный мир в качестве подопытного кролика — а затем искать и просить ГГ последовать за ним без шансов на возврат, чтобы передать гению аппаратуру для возврата. Ведь необходимо любой ценой этого гениального вернуть в наш мир.

Далее идёт плохой вестерн. Оказывается, в параллельном мире все говорят по-английски, там эпоха, соответствующая прошлому Земли. Кабинетный работник Гг сразу стреляет направо и налево, бьёт морду и ломает руку здоровенному местному — и сразу становится помощником шерифа. Голливудские вестерны отдыхают. Затем оказывается, что параллельный мир буквально кишит провалившимися в него землянами. Кто дрова на заднем дворе колет, кто отправился в Форт-Росс... При этом то, что мир параллельный, вообще не важно. Это повод назвать книжку фантастикой.

Итог: к фантастике и художественной литературе отношения не имеет. Это занудливый третьесортный вестерн. Нечитаемо.

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Сергей Мусаниф «Подземная Канцелярия»

vvmonahov, 21 января 01:05

Редкостный примитив. В девяностые «браткам», может быть, и было бы смешно. Первые несколько страниц бюрократическая переписка секретаря Князя Тьмы с люберецкой братвой казалась забавной. Затем занудливой. Затем, когда начальник службы безопасности ада Вельзевул явился на «стрелку», которую ему забила «братва», и отметелила его там, стало ясно, что это не роман, а комикс, только без картинок. И «юмор» в этом комиксе на уровне «бах!», «плюх!», «хрясь!» Мир картонный, психологизм на нуле, интеллектуальный уровень — для «братвы».

Итог: нечитаемо.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Сергей Вишневский «Пест — серебрушка»

vvmonahov, 19 января 11:49

Очередной посконно-лаптевый «шедевр». Стиль изложения ужасный, как во всех произведениях такого рода. Психологичность 0, как во всех произведениях такого рода. Оригинальность мира 0, всё либо заезженно до невероятия, либо «адаптировано» до убожества. Например, ГГ получает возможность видеть магию и ощущать её запах, когда ведьма из его села заключает договор с чёртом, и тот передаёт ГГ свой правый глаз и пятачок. И чёрт всегда рядом с ГГ, искушая его. Эх, где вы, глаз Ринна и рука Кулла... И «Одержимый» Буревого.

Примеры убогого текста из разных мест книги.

Это в начале:

"– Цыц! Велено тебе! Не болтай и род не позорь! Ежели сделаешь как велено – я отца попрошу, чтобы лапти тебя делать научил!»

"– Сколь денег они за ученье Пестово возьмут? – задал вопрос русый худощавый мужик. – Не верю, что за добро слово в городище люд Песта учить будет!

– Выкупил я то слово с мага. Два кувшина медовой отдал.»

А вот так ближе к концу:

"– Дак, и что с того? Не знаю я духов, что воевать умеют, да и торг у них тяжелый. Если не душу вражескую, то кровь мою попросят. Черно это…»

"– Доброго дня, Серебрушка! – поприветствовал он ведуна.

– И тебе доброго. – Кивнул Пест. – Передай тому, кто носит кожу на руках как перчатки, что ухожу до урожая из города. Надобно мне белой осины и воска пчелы байховой, чтобы артефактов целебных сделать для люда портового. Мало, что случится, пока в родные края подамся?»

Итог: нечитаемо.

Оценка: 2
–  [  3  ]  +

Андрей Кощиенко «Чужая шкурка»

vvmonahov, 14 января 00:58

Первые две книги очень интересны описанием Южной Кореи изнутри глазами нашего соотечественника, которого после смерти бодисатва (богиня) Гуань Инь вселила в тело только что умершей школьницы-кореянки. После прочтения понимаешь, как нам повезло родиться в России — наши проблемы кажутся настолько мелкими на фоне корейских... И небольшой на фоне южнокорейцев достаток компенсируется на много порядков большей свободой мыслей и поведения!

Когда начал читать вторую, боялся, что в первой автор исчерпал сюжет — но она оказалась почти столь же интересной, как и первая. Перед чтением третьей были те же опасения, но она оказалась столь же нешаблонной и интересной, и порадовала юмором.

А вот в четвёртой, которая ещё не дописана, и выкладывается на «Самиздате», опасения, к сожалению, оправдались в полной мере. Если в первых трёх книгах был показан конфликт талантливой личности и сверхархаичного южнокорейского общества, то в четвёртой герой/героиня просто сумасбродна и совершает безумные безответственные поступки. А затем автор устами героя/героини читает лекцию о том, как реформировать южнокорейское (читай — российское) образование. При этом сам в вопросе абсолютно не разбирается. После чего я даже не стал дочитывать выложенное начало романа.

Так что рекомендую остановиться на чтении первых трёх книг, которые очень необычны и познавательны. Это настоящая литература! А вот четвёртую читать не рекомендую, чтобы не портить впечатление от предыдущих книг. Впрочем, отлично осознаю, что этой рекомендации вряд ли кто последует.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Андрей Кощиенко «Косплей Сергея Юркина. Трени-ян»

vvmonahov, 13 января 21:27

Полностью согласен с отзывом StasKr. Автор смог и меня приятно удивить: вторая книга была слабее первой, и я боялся, что третья книга станет ещё одним шагом вниз. К счастью, этого не случилось. Книга, за исключением последней части, которая скучновата и безэмоциональна, оказалась на уровне не ниже первой. И если две первых книги очень колоритны и психологичны благодаря описанию попаданства русского человека в тело девушки-кореянки и протеста личности против сверхпатриархального корейского общества, третья книга в значительной степени юмористическая. В ней попаданец поступает в суперпрестижную школу Кирин для того, чтобы официально закончить школьное образование, и одновременно начинает строить свою артистическую карьеру. И при этом «строит» как учащихся школы, так и учителей, и руководителя агенства, с которым сотрудничает, и менеджеров, и артистов. Хотя имеется и обратный процесс — герой/героиня получает за своё своеволие немало «люлей», и часто вполне справедливо. И отрабатывает наказания, внезапно превращая их в награды. И при этом совмещает непомерный эгоизм и своеволие с достаточно глубокими и «неполиткорректными» размышлениями о смысле жизни и искренней бескорыстной заботой о тех, кто ему/ей понравился.

Так что всем, кому понравились первые две книги, рекомендую прочитать и эту — не пожалеете!

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Николай Метельский «Призрачный ученик»

vvmonahov, 6 января 01:40

Очень характерная для Метельского книга. Правда, первая половина скучная, в ней рассказывается, как ГГ, оставшийся без родителей (но его опекает любимый дядя — могущественный маг), учится в японской школе — сначала в младшей, затем в средней, затем в старшей, и в основном занимается кендо. Ссорится с девочками, сдруживается с парой мальчиков. И на этом фоне автор, как обычно по мотивам японских комиксов (как и у Плотникова в «Паутине света»), объясняет, что вокруг снуют духи, которых обычные люди не видят. А также суперкрутые маги, способные в одиночку стереть с лица земли целый город. Но они тщательно скрываются от обычных людей, боясь проявить свою силу. А то обычных людей так много, что они магов шапками закидают. Очень похоже на «Маски» автора и «Паутину света» Плотникова, но гораздо скучнее, бледнее и менее логично. Впрочем, любители манг смогут в десятый раз перечитать историю обучения в японской школе и турниров кендо.

Баллы я снизил именно за первую половину, которая пракически без динамики и приключений. А вот вторая половина книги гораздо интереснее, и, наверное, надо начинать читать книгу именно с середины. Тут и динамика, и интриги, и захватывающие схватки, и любовь... Так что эту часть книги рекомендую, она на высоком уровне. Колоритна и, в отличие от первой половины книги, нешаблонна.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Михаил Михайлов «Мастер рун»

vvmonahov, 2 января 22:35

Почти полная калька с «Безымянного раба» Зыкова — естественно, на два уровня ниже по качеству. С оригинальным добавлением — големом-пулемётом, сделанным из шахтёрского голема (рука-отбойник превращена в пулемёт, стреляющий камушками). Плюс в конце показалось, что добавлена Миледи из «Трёх мушкетёров» Дюма. Иначе зачем отпускать очаровательную женщину-убийцу, лишь заклеймив её? Сначала думал, что я ошибся, и всё-таки не может автор скатиться до подобных штампов, но в следующей книге оказалось — нет, не ошибся. И продолжение совсем уж низкопробно.

Вывод: не заслуживает чтения.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Шесть спичек»

vvmonahov, 25 декабря 2017 г. 17:15

Первая проба пера. Чтения не заслуживает, как и последующая «Страна багровых туч». Первые заслуживающие внимания произведения Стругацких — «Путь на Амальтею» и «Стажеры». А вот дальше следом за ними пошли шедевры.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Александр Рудазов «Призрак»

vvmonahov, 23 декабря 2017 г. 23:58

Начало романа было, фактически, калькой с презираемого мной романа Логинова «Свет в окошке» и поэтому очень не понравилось, я даже хотел отложить книгу. Но затем Рудазов порадовал — его, видимо, тоже задела за живое бессмысленность и жестокость загробного мира Логинова. И он написал свой блестящий вариант этого мира — но гораздо более умный и глубокий. И бессмысленный мир Логинова оказался только маленькой частичкой мира Рудазова, и в рамках этого мира вполне осмысленная — это просто часть Лимбо, Чистилища. Точнее, мира Рудазова/Марка Твена, так как Рудазов продолжил и расширил описание раев и адов различных религий, которые в юмористическом виде придумал Марк Твен. А Рудазов сделал весьма серьёзное и внутренне непротиворечивое и очень расширенное их описание, и не только для религий. И не юмористическое, а только с лёгкой улыбкой.

Что мне понравилось в данном романе — поистине безудержная фантазия автора. А также то, что некоторые герои в нём развиваются, некоторые — деградируют, некоторые — застыли на века в одном состоянии, но при этом РАБОТАЮТ. Кто не работает — тот развоплощается и перерождается.

Как обычно у Рудазова, имеется юмор, но в этом романе он идёт в фоновом режиме и почти незаметен. Сначала немного нудновато, как многие книги Рудазова (из-за чего всё-таки чуть не дотягивает до уровня шедевра), но очень умно, и чем дальше — тем всё более захватывающе.

Итог: достойно прочтения и перечитывания.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Святослав Логинов «Свет в окошке»

vvmonahov, 23 декабря 2017 г. 23:22

Роман крайне не понравился. Мир не просто картонный, но ещё и бессмысленный, и какой-то садистский. Существование душ людей после смерти подчинено единственной цели — поиздеваться над ними. Чтобы они в полной мере осознали свою ничтожность и ненужность. Чтобы по капельке из них выдавливалось всё человеческое. Чтобы они прочувствовали, как живые люди их постепенно забывают, и впадали в апатию и отчаяние перед тем, как исчезнуть. И, естественно, чтобы никто ничего не мог изменить. В христианском и мусульманском аду муки грешников — наказание за преступления при жизни. Назидание живым. В посмертном мире Логинова страдания умерших — исключительно ради самих этих страданий, они не служат ни назиданием, ни наказанием.

Итог: отвратительное произведение. Людоедское. Рекомендую вместо этого прочитать «Призрака» Рудазова — там, фактически, загробный мир Логинова, но полностью переработанный, гораздо более богатый, очень продуманный, логичный, умный и глубокий. И, самое главное — добрый, при всех жестокостях, которые там творятся.

Оценка: 1
–  [  7  ]  +

Олег Данильченко «На мягких лапах между звёзд»

vvmonahov, 11 декабря 2017 г. 02:26

Примитив, не заслуживающий чтения. В качестве примера привожу отрывок:

«Саид сам походя разобрался, при помощи здоровенного дробовика, который своими размерами больше напоминал базуку. Он даже Илюхе не позволил пострелять, бесцеремонно задвинув его своей огромной бронированной клешнёй себе за спину. Каждый выстрел мантийского дробовика рвал скафандры и плоть сопротивляющихся в клочья. Он просто шёл вперёд как танк, а после него оставались только трупы. Кого стрелял, а кто в последний момент передумал и бросил оружие, убивал ударом бронированного кулака. Разбивая крепчайшие, многослойные лицевые забрала одним ударом.»

И это в мире будущего, где корабли летают между звёзд, а искин корабля ГГ по интеллекту превышает человека!

Герои картонные, как и весь мир. Гг на космическом грузовике, пусть и довооружённом, одной левой, с небольшой помощью правой, расстреливает флот из нескольких военных фрегатов и линкора (!). После столкновения с космическими пиратами (ох, просто детский сад) герои вручную (!) собирают добычу с обломков космических кораблей:

«Медв был счастлив. Он самозабвенно потрошил уже холодные тушки, обдирая остовы буквально до последнего винта. После него искать ценности можно даже и не пытаться. Трюмы стремительно наполнялись грузом.»

Как пародия это звучит, но написано-то на полном серьёзе! Вывод: автор безнадёжен.

Оценка: 2
–  [  2  ]  +

Эрнест Маринин «Послезавтрашние хлопоты»

vvmonahov, 30 ноября 2017 г. 21:05

Рассказ интересный — но в основном не рассуждениями о научных парадоксах, мыслями о будущем человечества и ответом на вопрос о том, почему с нами не контактируют инопланетяне, а метким наблюдением о человеческой природе. Я очень высоко оценил рассказ за единственную фразу, которую очень люблю цитировать:

«- А мне очень не нравится хабеас корпус и трирарка в синто.

- Это еще что? — захлопал глазами Шустеров.

- Понятия не имею, — признался Александр Филиппович. — Потому и раздражает.»

Если бы хотя бы в каждом сотом рассказе или даже романе было бы хотя бы одно столь же умное и меткое наблюдение, литература бы сделала огромный рывок вперёд. Так что спасибо автору за это гениальное наблюдение.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Даниил Аксёнов «Вигнолийский замок»

vvmonahov, 27 ноября 2017 г. 22:41

Самое слабое из произведений Аксёнова. Задумка неплохая: с современной Земли в другой мир (очень своеобразный магический вариант Земли) переносится молодой человек, специально подготовленный для такого переноса, но ничего не знающий о том, для чего его готовили. Естественно, это мир меча и магии. Особенность мира в том, что маги умеют единственную вещь — с помощью некого вещества, хилы, создавать големов и управлять ими. Хилу вырабатывают деймолиты — пришельцы из космоса, прибывшие на копию Земли пару тысячелетий назад и изменившие путь её развития. Деймолиты порабощают людей — но без них нет хилы, и, значит, маги ничего не могут. Весь роман — история противостояния ГГ и деймолитов.

Задумка хороша, но вот реализация подкачала. Как-то всё безжизненно, без души написано.

Итог: читать можно, идея, как и обычно у Аксёнова, оригинальна и интересна. Но до «Самозванца», «Ареса» или «Проект справедливость» целая пропасть — уровень реализации гораздо ниже. Уж больно всё картонное, серое, безэмоциональное.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Олег Орлов «Расходный материал»

vvmonahov, 26 ноября 2017 г. 12:58

Произошёл перенос небольшого российского городка, в котором есть военное училище, в Дикие Земли мира с магами, гоблинами, орками и эльфами. И часть землян приобрела магические способности. В общем, перепевы на тему Зыкова.

Оригинальность добавляет только описание быта военных — сразу видно, что эта тема хорошо знакома автору. Но совершенно непонятно, зачем автор взял какую-то параллельную Землю с сентенциями про захват двух третей России китайцами и тому подобными отличиями от нашего мира. К сюжету это не имеет никакого отношения, а вот впечатление ухудшает.

Также раздражают постоянные скачки от «столько-то времени до Столкновения» (переноса городка) к «столько-то времени после Столкновения». Данные сюжетные линии вообще никак не связаны, это задел к следующему роману. В результате получилась сюжетно не связанная мешанина.

Итог: нудновато, особенно вначале, но читать можно. Чуть выше среднего уровня. Но для начинающего автора неплохо, тем более, что виден рост мастерства к концу романа. Посмотрим, оправдаются ли надежды, и будет ли этот рост продолжаться во второй книге.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Сергей Плотников «Паутина света»

vvmonahov, 10 ноября 2017 г. 17:09

Первые два тома были интересными.

В первом томе были колорит и необычность мира, пусть и несколько подпорченные заимствованием из манги (японского комикса). Что делало некоторые элементы мира и поведения героев лубочными, комиксовыми.

Во втором томе пошла совершенно самостоятельная история, уже не завязанная на комиксы. Герои приобрели глубину характеров, мир перестал носить элементы картонности.

А вот в третьем томе всё, к сожалению, не очень хорошо. Начало тома на высоте, приключенческая составляющая великолепна. А вот потом пошло сочетание производственного романа с нудными рассуждениями и не менее нудными описаниями переживаний самых разных персонажей. И со всё более картонным миром и картонными персонажами — гораздо более картонными чем в первом томе.

Такое впечатление, что автор никак не может найти новые пути развития героев — всё, что можно из развития идей манги, уже использовано в первых двух книгах, а новых идей он не нашёл. Посмотрим, что будет дальше.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Сергей Плотников «Техническое задание»

vvmonahov, 1 ноября 2017 г. 13:50

Очень достойно. Гораздо лучше, чем можно предположить исходя из аннотации.

Необычный техномагический магический мир, являющийся подобием Земли, но с вариантом России в виде монгольской империи, сохранившейся с времён Золотой Орды и включающей и Россию, и Монголию, и Китай.

Весьма необычные герои, особенно для жанра бояр-аниме. Главными героями являются попаданец-программист с Земли и программируемый им человекоподобный робот в виде девушки — Ирис, которая из-за усовершенствования программного обеспечения постепенно обретает сознание и самостоятельность в принятии решений. А в конце книги также Агата — робот-вертолёт, с которой происходят аналогичные процессы.

Действие динамично и интересно. Стиль хороший. Психологизм на уровне. Имеется ненавязчивый достаточно тонкий юмор. Сюжет в целом логичный, хотя с описываемым заговором очень много ляпов и логических неувязок, да и социальное устройство общества выглядит недостоверным. Что, конечно, снижает впечатление, но не очень.

Итог: произведение интересное и заслуживает прочтения.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Илья Крымов «Драконоборец»

vvmonahov, 30 октября 2017 г. 18:31

Стиль изложения тяжёлый, безжизненный и безэмоциональный. В качестве примера:

«Илиас Фортуна уже много лет продвигал идею централизации управления магическим сообществом Вестеррайха, но поскольку это потенциально урезало полномочия глав каждой отдельной школы, высокопоставленные волшебники, разумеется, не горели желанием прислушиваться к нему. Опять же до недавнего времени верховные иерархи магического сообщества чувствовали себя в полной безопасности за стенами своих школ.»

Никакой динамичности нет и в помине — действие тянется и тянется. Психологизм на нуле, образы картонные. Сюжет — обычный для мира мечами магии — колдуны, вампиры, некроманты и т.д. Короли (благородные рыцари и колдуны-регенты), принцессы и т.п. Вторая половина книжки более живенькая, но всё равно очень тяжёлый слог и крайняя прямолинейность персонажей и действия.

Итог: не рекомендую читать. Может, через пару лет автор и научится писать, но пока результаты его творчества лучше отложить.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Михаил Атаманов «Защита Периметра. Игра без правил»

vvmonahov, 25 октября 2017 г. 20:33

Это типичное продолжение ради продолжения, когда оно пишется исключительно для того, чтобы читатели не расставались с полюбившимися героями. Ну, и надо же, чтобы ГГ и его фаворитка получили вполне ожидаемую Большую корону!

Количество ляпов и нестыковок в книге зашкаливает. Например, враг Гг назначает ему встречу на своей территории, с условием, чтобы тот взял с собой слабое сопровождение. И Гг, как круглый идиот, лезет в ловушку. Как будто во время видеосеанса поговорить нельзя! В середине книги до автора это доходит, и он устами Гг сообщает Императору, что всё, что тот хочет ему сказать, он может сказать по видео, и что для этого Гг не обязательно лично прилетать. Но переписывать дурацкую часть про залезание Гг в ловушку автору, видимо, было лень. Или, например, Гг как истеричная барышня из-за своего секундного каприза меняет решение по поводу того, кому присвоить титул Герцогини Роя. Впрочем, и первоначальное решение было столь же «глубоко» обоснованным. Про нестыковки, связанные с Антагонистами (отколовшейся частью Империи), вообще говорить нечего —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
оказалось, что Гг правит Антагонистами, но сам этого не знает.

Сверхинтеллекты Чужих, способные миллионами разумов подавить всех разом сильнейших псиоников Империи, не пользуются этой возможностью. Наверное, потому, что, хотя они злые и безжалостные, но очень добрые и отзывчивые. И занимаются геноцидом исключительно потому, что их об этом попросили. Они очень умные, но исключительно тупые, и поэтому выполняют глупые смертельно опасные для них договорённости.

В общем, данная книга практически полностью состоит из нестыковок, так что по уровню она просто несопоставима с первыми двумя книгами, которые были великолепны. Третья книга уже была похуже, а данную я иногда откладывал и не мог решить: бросить чтение или всё-таки дочитать?

Первая половина книги меня вообще утомила: новизны ноль, развития характеров нет, а космические сражения стали скучными и однообразными. Более того, психологизм исчез, герои стали совсем картонными. Вторая половина пошла получше, там хоть что-то новое стало появляться, и хоть какая-то интрига. Только, к сожалению, заключительная часть книги оказалась столь же слабой как начало. Концовка тоже не впечатлила — стало ясно, что цикл превращается в сериал а-ля «Сварог переносится в очередной мир».

В итоге: читать можно, но не более. Если бы автор остановился на третьей книге, было бы лучше.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Василий Маханенко «Тёмный Паладин. Поиск»

vvmonahov, 18 октября 2017 г. 18:57

Вторая книга полна приключениями и неожиданностями в такой же степени как и первая. Она столь же динамична, хотя события в ней более хаотичны, сумбурны — до самого конца книги непонятно, что её стержнем является поиск героем трех игроков, обеспечивших в прошлом рестарт Игры.

Читается легко, приключения интересны, но уже упомянутая сумбурность несколько раздражает, как и то, что ГГ, игрок с недельным стажем, на равных общается с игроками, имеющими опыт в несколько тысячелетий Игры. И его за красивые глазки и незаурядный ум наперебой одаривают плюшками, игнорируя всех остальных.

Так что недостатков побольше, чем в первой книге, но зато игровая Вселенная получила реалистичное нетривиальное развитие, как и главные персонажи первой книги, и к ним добавились новые не менее интересные весьма самобытные персонажи. И это компенсирует недостатки.

Так что тем, кому понравилась первая книга, рекомендую прочитать и вторую.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Стюарт Мур «Танос: Смертный приговор»

vvmonahov, 14 октября 2017 г. 23:03

Вся серия «Вселенная Марвел» — комиксы, написанные на основе фильмов. Главные герои — Капитан Америка, Человек-паук, Халк и т.п. И даже великолепных богов и титанов из скандинавских и древнегреческих мифов испакостили.

Язык, как и положено для комиксов, примитивный, рассчитанный на детей детсадовского возраста. Примерно такого же уровня и сюжеты, упрощающие содержание фильмов до понятного людям, едва умеющим читать, уровня.

Читать не рекомендую.

Оценка: 1
–  [  5  ]  +

Андрей Красников «Пустошь»

vvmonahov, 8 октября 2017 г. 11:51

Чисто приключенческая книга, без глубоких мыслей, психологизма и новизны магического мира . Достаточно вторично, но живенько. Аннотация вполне отражает содержание. Совсем-совсем начинающий ученик мага вынужден сбежать от могущественного мага, напавшего на его учителя ради приобретённой тем древней книги. Книгу ученик утаскивает с собой и скрывается в Пустоши — смотри «Охотника» Буревого и «Везунчика» Бубелы. А дальше самообучение магии и приключения на выживание.

Итог: Читаемо, но без особого восторга.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Александр Бушков «Сварог»

vvmonahov, 2 октября 2017 г. 23:17

Первые три книги и часть пятой, относящаяся к субмарине, были и умными, и захватывающими. Четвёртая и первая половина пятой — это уже разбавление сюжета водой, начало нескончаемых ответвлений вбок. А дальше пошли откровенные поделки.

Третью книгу, «Нечаянный король», некоторые не воспринимают — но на деле она совершенно необходима, так как показывает выход из того тупика, в который зашла цивилизация на Таларе. В ней сводятся в единую точку, фокусируясь на Свароге, социальные процессы Талара (наверное, поэтому она сложнее воспринимается). А во второй половине пятой книги, «По ту сторону льда», становится понятной причина переноса Сварога с Земли на Талар — никто из таларских аристократов-ларов не смог бы управлять субмариной, предназначенной для борьбы с Кракеном, оставшейся на тайной стоянке от погибшей цивилизации.

Окончание этой книги — это реальный конец цикла. Оценку ставлю именно за данный цикл. А следующие книги необходимо отнести к совсем другому циклу, который, к сожалению, можно озаглавить как «Сварог Длинные Руки». Каждая книга сама по себе читаемая и, на первый взгляд, интересная, но если призадуматься — абсолютно бессмысленная. Это бесконечные приключения ради продолжений. У этих приключений нет смысла, нет внутренней логики. Из цикла можно выкинуть любое количество книг, и от этого не будет никакого ущерба при чтении следующих книг. Поэтому читать можно исходя из принципа «это чтиво для траты времени». Типа цикла Берроуза про Марс. Вроде бы, каждая книга по отдельности интересна и с фантазией, а все вместе утомляют.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Михаил Атаманов «Карантинный мир»

vvmonahov, 26 сентября 2017 г. 21:34

При всём уважении к Атаманову данное произведение вызвало резкое неприятие. Захотел написать про жизнь первобытных людей — так об этом и надо писать, без намешивания магии и космической фантастики, которые ни к селу ни к городу. До уровня Рони-Старшего («Борьба за огонь»), Александра Линевского («Листы каменной книги») или Семена Каратова («Быстроногий Джар») ему бесконечно далеко, и буквально на каждой странице у меня по Станиславскому единственный отзыв по происходящему: «Не верю!»

Так что в отличие от замечательных «Серого Ворона» и «Защиты периметра» и написанного на приемлемом уровне «Темного травника» данное произведение читать не рекомендую.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Василий Кононюк «Ольга. Часть 2. Si vis pacem parabellum.»

vvmonahov, 24 сентября 2017 г. 11:54

Абсолютно вторичное произведение. Не только ни одной новой мысли по сравнению с первой книгой — но и вообще ни одной мысли и ни одной эмоции. Как верно отметил amlobin, это производственный отчёт. Которому можно дать название «Как бы я обустроил СССР если бы руководил Сталиным».

После прочтения остаётся в памяти только то, что Ольга продолжает готовить СССР к началу войны с Германией и продолжает предлагать мелкие усовершенствования. А главное усовершенствование — что всей подготовкой руководит не Сталин, а Ольга. Хотя от напряжённых усилий становится шизофреничкой и алкоголичкой — но очень хорошей и ответственной! Но в конце внезапно излечивается.

В итоге СССР выигрывает финскую войну благодаря смене тактики и благодаря советским лётчикам-камикадзе (предложено Ольгой). И в конце книги успешно справляется с нападением Германии в июне 1941 года. Кто бы сомневался! Единственный вопрос — а зачем всё это было писать?

Вывод: не заслуживает прочтения. Более того, читать категорически не рекомендуется, чтобы не портить впечатление от первой книги.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Олег Валерьевич Лукьянов «Лилис»

vvmonahov, 11 августа 2017 г. 17:05

Вторая книга гораздо хуже первой. Новизны мира нет, весь колорит необычной ситуации с Гг, «Эльвой», демиургами, богами и пробуждением магии в технологических мирах был использован в первой книге. Характеры плоские и стали даже примитивней, чем в первой книге — там образы персонажей хоть постепенно раскрывались, а во второй этого уже нет. Осталась только приключенческая составляющая. Она на приемлемом уровне, но концовка совершенно неудовлетворительна. Фактически, автор объявляет: «Писать больше не о чем, но очень хочется. Поэтому ждите продолжение».

Так что моя оценка где-то посередине между 5 и 6 баллами — но делаю выбор в пользу автора и с трудом ставлю 6 баллов. Один раз прочитать можно, но перечитывать не захочется, и третью книгу читать не буду.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Михаил Атаманов «Тёмный Травник. Сохранить крылья»

vvmonahov, 28 июля 2017 г. 11:53

Вполне достойное продолжение первой книги — но с очень отчётливой вторичностью. Автор начинает откровенно дублировать сюжетные ходы «Мира Вальдиры» Дема Михайлова. Даже девушку ГГ назвал тем же именем, Кирой, и разборки с бандитами в реале оттуда же — только написано гораздо более топорно. Отдельные моменты взяты из «Файролла» Васильева, но не так явно. Впрочем, и оригинальность в сюжете есть, и читается легко. Так что те, кому понравилась первая книга, не будут разочарованы — но не более. Сказать, что автор растёт, и вторая книга раскрыла его талант, нельзя. Уровень даже несколько снизился.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Формула невозможного»

vvmonahov, 22 июля 2017 г. 20:38

В повести двое землян, отправившись исследовать незнакомую планету, сталкиваются с остатками цивилизации аборигенов. Они попадают в опекаемый роботами небольшой райский уголок, защищённый от внешнего мира, с небольшой группой выродившихся до состояния идиотов местных жителей, и не могут оттуда вырваться — система защиты их не пускает. А в это время компьютерная система обеспечивает местным жителям-«счастливчикам» комфорт и развлечения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Только вот при катании на карусели время от времени система заставляет то одного, то другого «счастливчика» разбиваться — так поддерживается стабильная численность жителей.

На первый взгляд кажется, что основное внимание авторы уделяли столкновению героев с искусственным интеллектом, который их запер вместе с аборигенами. Но на самом деле повесть очень многослойная, и основная рассматриваемая тема — что такое человеческий разум, чем он отличается от компьютерного ( а на деле механистичного) мышления, и к чему может привести общество развитие компьютеров и чрезмерное перекладывание на них человеческих обязанностей.

Повесть датируется 1963 годом, это как раз период, когда на ЭВМ (компьютеры) возлагали огромные надежды. Да и позже, в 1979 году в Приключениях Электроника, помните:

Позабыты хлопоты, остановлен бег,

Вкалывают роботы, а не человек.

До чего дошёл прогресс —

Труд физический исчез,

Да и умственный заменит

Механический процесс.

А в повести как раз показывается, к чему это всё может привести. Дан ответ на эти оптимистичные слова за 16 лет до их появления.

Самый верхний слой рассмотрения: победа человеческого разума над компьютерной системой обеспечивается использованием проблемы Буриданова осла. Я в детстве узнал об этой проблеме, и о том, что бывают ситуации, когда решения на основе чистой логики проигрывают нелогичным, именно из этой повести — за что большое спасибо авторам!

Второй слой — что «Позабыты хлопоты, остановлен бег, Вкалывают роботы, а не человек». И встаёт вопрос — а ради чего люди живут? Когда к труду их не вынуждает необходимость зарабатывания пищи и обеспечения защиты от непогоды? Некоторые вещи нынешним читателям были бы намного очевиднее, если бы вместо карусели деградировавшие местные жители развлекались бы и разбивались во время гонок на шикарных автомобилях (назовём их условно «Гелендвагенами»). Ключевое слово для ответа в том же стишке: «До чего дошёл прогресс». Прогресс — вот какая должна быть цель жизни человека, а не «хлеба и зрелищ». Без труда невозможен прогресс, а без прогресса неизбежна деградация. Кстати, механистичное мышление отрицает идею развития, прогресса: «всё новое — это хорошо забытое старое», и т.п.

Третий слой — антирелигиозный. Построена модель рая, и показано, что он получается страшненьким таким. И является альтернативой прогрессу.

Четвёртый слой — это противопоставление социального общества (земляне) и общества, в котором основные блага захвачены небольшой верхушкой. Читатели того времени должны были подразумевать, что противопоставляются СССР и Запад, но если присмотреться, видно, что всё сказанное можно отнести и к СССР, в котором номенклатура получила бы возможность всех благ без труда и без народа, с заменой народа роботами.

Повесть очень запоминающаяся, и, несмотря на наивность антуража (программирования искуственного интеллекта с помощью перфокарт), безусловно, заслуживает прочтения и помещения в категорию «шедевры».

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Джон Кристофер «Предел напряжения»

vvmonahov, 7 июля 2017 г. 01:07

Бывают рассказы, повести и романы, про которые после прочтения ничего не вспомнить, и они не заслуживают того, чтобы про них вспоминать. А этот рассказ я прочитал десятки лет назад — и хорошо запомнил. Запомнился контраст между тем человечеством, которое есть на самом деле, и тем, которое с точки зрения главного антигероя достойно жизни.

Идёт борьба за жизнь человечества — герои стараются предотвратить ядерный взрыв, который собирается устроить маньяк-идеалист, решивший, что человечество недостаточно хорошо для того, чтобы существовать. И противостоят этому идеалисту другие идеалисты — те, кто отлично понимают, каковы люди на самом деле, но способны показать то лучшее в людях, что ведёт человечество вперёд, и сотворить «нас возвышающий обман».

Рассказ очень многоплановый, в нём множество смысловых оттенков. Это и показ бесчеловечности и беспечности гигантских корпораций, результатов их сращивания с властью; и игнорирование людьми уроков истории, их беспечность и недальновидность; и то, что интеллект и образованность могут быть использованы не во благо, а во зло. Это показ того, чем может стать телевидение и, шире, искусство, если оно перестанет подстраиваться под низменные полуживотные запросы обывателей. Это показ, как общество способно «отблагодарить» тех, кто его спас. И показанный в рассказе образ террориста взят буквально из нашего времени, только сейчас это не идеалисты-интеллектуалы, а идеалисты, являющиеся религиозными фанатиками. Но в целом всё до жути похоже, очень глубоко и психологично.

В рассказе имеются недочёты, особенно в его первой части, но они не особо влияют на впечатление от него, так как начало рассказа служит исключительно для завязки сюжета и показа фона, на котором происходит действие.

Итог: очень достойное произведение, заслуживающее прочтения любителями НФ и, особенно, социальной фантастики.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Кирилл Домбровский «Серые муравьи»

vvmonahov, 6 июля 2017 г. 21:13

Замечательная повесть о том, как в результате ядерных испытаний муравьи мутировали — среди них появились серые муравьи, способные к разумной деятельности — и старающиеся размножиться и выжить любой ценой. И чем больше их травят, тем больше развивается их разум.

Всё очень похоже на бунт роботов — но это продолжение «бунта» живой природы против действий человека. За 20 век устойчивость насекомых к ядохимикатам выросла более чем в миллион раз! Автор показал, что может произойти, если к этому добавить мутации от радиации, и вместо устойчивости у какого-либо вида насекомых такими же темпами начнёт развиваться разум. При этом в повести великолепная приключенческая составляющая, текст динамичен и психологичен.

Повесть (скорее, это роман) достойна чтения.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Стивен Барр «Кэллахэн и его черепашки»

vvmonahov, 6 июля 2017 г. 20:39

Небольшой рассказ — но удивительно насыщенный и запоминающийся. Изящными мазками передана и атмосфера маленького провинциального городка, с трудягами-рабочими и ленивыми полицейскими, и отношения между учёными, и характерные черты «плавильного котла» США, переделывающего людей разных национальностей в американцев, и совершенно необычный «бунт роботов», причины и механизм действия которого совершенно понятен — но протекает столь же совершенно неожиданно. Тут и мягкая ироничная пародия на классический американский образ «безумного профессора» и его жены ведьмы-полуцыганки. Что самое удивительное — за много лет до появления работ по нейронным цепям автором угаданы применяемые и развиваемые сейчас принципы работы искусственного интелекта. И, наконец, с литературной точки зрения всё хорошо.

Итог: рассказ заслуживает прочтения как очень достойная классика НФ.

Оценка: 7
⇑ Наверх