FantLab ru

Все отзывы посетителя vvmonahov

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Игорь Негатин «Право вернуться»

vvmonahov, вчера в 02:31

Ниже среднего уровня макулатуры. Первые шесть глав, посвящённых обоснованию переброски ГГ в параллельный мир, можно смело выкинуть как совсем бредовые. Исключительно глупой кажется мысль, что брата-близнеца ГГ (здравствуй, индийское кино!), который гениальный учёный, будут перебрасывать в параллельный мир в качестве подопытного кролика — а затем искать и просить ГГ последовать за ним без шансов на возврат, чтобы передать гению аппаратуру для возврата. Ведь необходимо любой ценой этого гениального вернуть в наш мир.

Далее идёт плохой вестерн. Оказывается, в параллельном мире все говорят по-английски, там эпоха, соответствующая прошлому Земли. Кабинетный работник Гг сразу стреляет направо и налево, бьёт морду и ломает руку здоровенному местному — и сразу становится помощником шерифа. Голливудские вестерны отдыхают. Затем оказывается, что параллельный мир буквально кишит провалившимися в него землянами. Кто дрова на заднем дворе колет, кто отправился в Форт-Росс... При этом то, что мир параллельный, вообще не важно. Это повод назвать книжку фантастикой.

Итог: к фантастике и художественной литературе отношения не имеет. Это занудливый третьесортный вестерн. Нечитаемо.

Оценка: 3
–  [  0  ]  +

Сергей Мусаниф «Подземная Канцелярия»

vvmonahov, позавчера в 01:05

Редкостный примитив. В девяностые «браткам», может быть, и было бы смешно. Первые несколько страниц бюрократическая переписка секретаря Князя Тьмы с люберецкой братвой казалась забавной. Затем занудливой. Затем, когда начальник службы безопасности ада Вельзевул явился на «стрелку», которую ему забила «братва», и отметелила его там, стало ясно, что это не роман, а комикс, только без картинок. И «юмор» в этом комиксе на уровне «бах!», «плюх!», «хрясь!» Мир картонный, психологизм на нуле, интеллектуальный уровень — для «братвы».

Итог: нечитаемо.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Сергей Вишневский «Пест — серебрушка»

vvmonahov, 19 января 11:49

Очередной посконно-лаптевый «шедевр». Стиль изложения ужасный, как во всех произведениях такого рода. Психологичность 0, как во всех произведениях такого рода. Оригинальность мира 0, всё либо заезженно до невероятия, либо «адаптировано» до убожества. Например, ГГ получает возможность видеть магию и ощущать её запах, когда ведьма из его села заключает договор с чёртом, и тот передаёт ГГ свой правый глаз и пятачок. И чёрт всегда рядом с ГГ, искушая его. Эх, где вы, глаз Ринна и рука Кулла... И «Одержимый» Буревого.

Примеры убогого текста из разных мест книги.

Это в начале:

"– Цыц! Велено тебе! Не болтай и род не позорь! Ежели сделаешь как велено – я отца попрошу, чтобы лапти тебя делать научил!»

"– Сколь денег они за ученье Пестово возьмут? – задал вопрос русый худощавый мужик. – Не верю, что за добро слово в городище люд Песта учить будет!

– Выкупил я то слово с мага. Два кувшина медовой отдал.»

А вот так ближе к концу:

"– Дак, и что с того? Не знаю я духов, что воевать умеют, да и торг у них тяжелый. Если не душу вражескую, то кровь мою попросят. Черно это…»

"– Доброго дня, Серебрушка! – поприветствовал он ведуна.

– И тебе доброго. – Кивнул Пест. – Передай тому, кто носит кожу на руках как перчатки, что ухожу до урожая из города. Надобно мне белой осины и воска пчелы байховой, чтобы артефактов целебных сделать для люда портового. Мало, что случится, пока в родные края подамся?»

Итог: нечитаемо.

Оценка: 2
–  [  3  ]  +

Андрей Кощиенко «Чужая шкурка»

vvmonahov, 14 января 00:58

Первые две книги очень интересны описанием Южной Кореи изнутри глазами нашего соотечественника, которого после смерти бодисатва (богиня) Гуань Инь вселила в тело только что умершей школьницы-кореянки. После прочтения понимаешь, как нам повезло родиться в России — наши проблемы кажутся настолько мелкими на фоне корейских... И небольшой на фоне южнокорейцев достаток компенсируется на много порядков большей свободой мыслей и поведения!

Когда начал читать вторую, боялся, что в первой автор исчерпал сюжет — но она оказалась почти столь же интересной, как и первая. Перед чтением третьей были те же опасения, но она оказалась столь же нешаблонной и интересной, и порадовала юмором.

А вот в четвёртой, которая ещё не дописана, и выкладывается на «Самиздате», опасения, к сожалению, оправдались в полной мере. Если в первых трёх книгах был показан конфликт талантливой личности и сверхархаичного южнокорейского общества, то в четвёртой герой/героиня просто сумасбродна и совершает безумные безответственные поступки. А затем автор устами героя/героини читает лекцию о том, как реформировать южнокорейское (читай — российское) образование. При этом сам в вопросе абсолютно не разбирается. После чего я даже не стал дочитывать выложенное начало романа.

Так что рекомендую остановиться на чтении первых трёх книг, которые очень необычны и познавательны. Это настоящая литература! А вот четвёртую читать не рекомендую, чтобы не портить впечатление от предыдущих книг. Впрочем, отлично осознаю, что этой рекомендации вряд ли кто последует.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Андрей Кощиенко «Косплей Сергея Юркина. Трени-ян»

vvmonahov, 13 января 21:27

Полностью согласен с отзывом StasKr. Автор смог и меня приятно удивить: вторая книга была слабее первой, и я боялся, что третья книга станет ещё одним шагом вниз. К счастью, этого не случилось. Книга, за исключением последней части, которая скучновата и безэмоциональна, оказалась на уровне не ниже первой. И если две первых книги очень колоритны и психологичны благодаря описанию попаданства русского человека в тело девушки-кореянки и протеста личности против сверхпатриархального корейского общества, третья книга в значительной степени юмористическая. В ней попаданец поступает в суперпрестижную школу Кирин для того, чтобы официально закончить школьное образование, и одновременно начинает строить свою артистическую карьеру. И при этом «строит» как учащихся школы, так и учителей, и руководителя агенства, с которым сотрудничает, и менеджеров, и артистов. Хотя имеется и обратный процесс — герой/героиня получает за своё своеволие немало «люлей», и часто вполне справедливо. И отрабатывает наказания, внезапно превращая их в награды. И при этом совмещает непомерный эгоизм и своеволие с достаточно глубокими и «неполиткорректными» размышлениями о смысле жизни и искренней бескорыстной заботой о тех, кто ему/ей понравился.

Так что всем, кому понравились первые две книги, рекомендую прочитать и эту — не пожалеете!

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Николай Метельский «Призрачный ученик»

vvmonahov, 6 января 01:40

Очень характерная для Метельского книга. Правда, первая половина скучная, в ней рассказывается, как ГГ, оставшийся без родителей (но его опекает любимый дядя — могущественный маг), учится в японской школе — сначала в младшей, затем в средней, затем в старшей, и в основном занимается кендо. Ссорится с девочками, сдруживается с парой мальчиков. И на этом фоне автор, как обычно по мотивам японских комиксов (как и у Плотникова в «Паутине света»), объясняет, что вокруг снуют духи, которых обычные люди не видят. А также суперкрутые маги, способные в одиночку стереть с лица земли целый город. Но они тщательно скрываются от обычных людей, боясь проявить свою силу. А то обычных людей так много, что они магов шапками закидают. Очень похоже на «Маски» автора и «Паутину света» Плотникова, но гораздо скучнее, бледнее и менее логично. Впрочем, любители манг смогут в десятый раз перечитать историю обучения в японской школе и турниров кендо.

Баллы я снизил именно за первую половину, которая пракически без динамики и приключений. А вот вторая половина книги гораздо интереснее, и, наверное, надо начинать читать книгу именно с середины. Тут и динамика, и интриги, и захватывающие схватки, и любовь... Так что эту часть книги рекомендую, она на высоком уровне. Колоритна и, в отличие от первой половины книги, нешаблонна.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Михаил Михайлов «Мастер рун»

vvmonahov, 2 января 22:35

Почти полная калька с «Безымянного раба» Зыкова — естественно, на два уровня ниже по качеству. С оригинальным добавлением — големом-пулемётом, сделанным из шахтёрского голема (рука-отбойник превращена в пулемёт, стреляющий камушками). Плюс в конце показалось, что добавлена Миледи из «Трёх мушкетёров» Дюма. Иначе зачем отпускать очаровательную женщину-убийцу, лишь заклеймив её? Сначала думал, что я ошибся, и всё-таки не может автор скатиться до подобных штампов, но в следующей книге оказалось — нет, не ошибся. И продолжение совсем уж низкопробно.

Вывод: не заслуживает чтения.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Шесть спичек»

vvmonahov, 25 декабря 2017 г. 17:15

Первая проба пера. Чтения не заслуживает, как и последующая «Страна багровых туч». Первые заслуживающие внимания произведения Стругацких — «Путь на Амальтею» и «Стажеры». А вот дальше следом за ними пошли шедевры.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Александр Рудазов «Призрак»

vvmonahov, 23 декабря 2017 г. 23:58

Начало романа было, фактически, калькой с презираемого мной романа Логинова «Свет в окошке» и поэтому очень не понравилось, я даже хотел отложить книгу. Но затем Рудазов порадовал — его, видимо, тоже задела за живое бессмысленность и жестокость загробного мира Логинова. И он написал свой блестящий вариант этого мира — но гораздо более умный и глубокий. И бессмысленный мир Логинова оказался только маленькой частичкой мира Рудазова, и в рамках этого мира вполне осмысленная — это просто часть Лимбо, Чистилища. Точнее, мира Рудазова/Марка Твена, так как Рудазов продолжил и расширил описание раев и адов различных религий, которые в юмористическом виде придумал Марк Твен. А Рудазов сделал весьма серьёзное и внутренне непротиворечивое и очень расширенное их описание, и не только для религий. И не юмористическое, а только с лёгкой улыбкой.

Что мне понравилось в данном романе — поистине безудержная фантазия автора. А также то, что некоторые герои в нём развиваются, некоторые — деградируют, некоторые — застыли на века в одном состоянии, но при этом РАБОТАЮТ. Кто не работает — тот развоплощается и перерождается.

Как обычно у Рудазова, имеется юмор, но в этом романе он идёт в фоновом режиме и почти незаметен. Сначала немного нудновато, как многие книги Рудазова (из-за чего всё-таки чуть не дотягивает до уровня шедевра), но очень умно, и чем дальше — тем всё более захватывающе.

Итог: достойно прочтения и перечитывания.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Святослав Логинов «Свет в окошке»

vvmonahov, 23 декабря 2017 г. 23:22

Роман крайне не понравился. Мир не просто картонный, но ещё и бессмысленный, и какой-то садистский. Существование душ людей после смерти подчинено единственной цели — поиздеваться над ними. Чтобы они в полной мере осознали свою ничтожность и ненужность. Чтобы по капельке из них выдавливалось всё человеческое. Чтобы они прочувствовали, как живые люди их постепенно забывают, и впадали в апатию и отчаяние перед тем, как исчезнуть. И, естественно, чтобы никто ничего не мог изменить. В христианском и мусульманском аду муки грешников — наказание за преступления при жизни. Назидание живым. В посмертном мире Логинова страдания умерших — исключительно ради самих этих страданий, они не служат ни назиданием, ни наказанием.

Итог: отвратительное произведение. Людоедское. Рекомендую вместо этого прочитать «Призрака» Рудазова — там, фактически, загробный мир Логинова, но полностью переработанный, гораздо более богатый, очень продуманный, логичный, умный и глубокий. И, самое главное — добрый, при всех жестокостях, которые там творятся.

Оценка: 1
–  [  6  ]  +

Олег Данильченко «На мягких лапах между звёзд»

vvmonahov, 11 декабря 2017 г. 02:26

Примитив, не заслуживающий чтения. В качестве примера привожу отрывок:

«Саид сам походя разобрался, при помощи здоровенного дробовика, который своими размерами больше напоминал базуку. Он даже Илюхе не позволил пострелять, бесцеремонно задвинув его своей огромной бронированной клешнёй себе за спину. Каждый выстрел мантийского дробовика рвал скафандры и плоть сопротивляющихся в клочья. Он просто шёл вперёд как танк, а после него оставались только трупы. Кого стрелял, а кто в последний момент передумал и бросил оружие, убивал ударом бронированного кулака. Разбивая крепчайшие, многослойные лицевые забрала одним ударом.»

И это в мире будущего, где корабли летают между звёзд, а искин корабля ГГ по интеллекту превышает человека!

Герои картонные, как и весь мир. Гг на космическом грузовике, пусть и довооружённом, одной левой, с небольшой помощью правой, расстреливает флот из нескольких военных фрегатов и линкора (!). После столкновения с космическими пиратами (ох, просто детский сад) герои вручную (!) собирают добычу с обломков космических кораблей:

«Медв был счастлив. Он самозабвенно потрошил уже холодные тушки, обдирая остовы буквально до последнего винта. После него искать ценности можно даже и не пытаться. Трюмы стремительно наполнялись грузом.»

Как пародия это звучит, но написано-то на полном серьёзе! Вывод: автор безнадёжен.

Оценка: 2
–  [  1  ]  +

Эрнест Маринин «Послезавтрашние хлопоты»

vvmonahov, 30 ноября 2017 г. 21:05

Рассказ интересный — но в основном не рассуждениями о научных парадоксах, мыслями о будущем человечества и ответом на вопрос о том, почему с нами не контактируют инопланетяне, а метким наблюдением о человеческой природе. Я очень высоко оценил рассказ за единственную фразу, которую очень люблю цитировать:

- А мне очень не нравится хабеас корпус и трирарка в синто.

- Это еще что? — захлопал глазами Шустеров.

- Понятия не имею, — признался Александр Филиппович. — Потому и раздражает.

Если бы хотя бы в каждом сотом рассказе или даже романе было бы хотя бы одно столь же умное и меткое наблюдение, литература бы сделала огромный рывок вперёд. Так что спасибо автору за это гениальное наблюдение.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Даниил Аксёнов «Вигнолийский замок»

vvmonahov, 27 ноября 2017 г. 22:41

Самое слабое из произведений Аксёнова. Задумка неплохая: с современной Земли в другой мир (очень своеобразный магический вариант Земли) переносится молодой человек, специально подготовленный для такого переноса но ничего не знающий о том, для чего его готовили. Естественно, это мир меча и магии. Особенность мира в том, что маги умеют единственную вещь — с помощью некого вещества, хилы, создавать големы и управлять ими. Хилу вырабатывают деймолиты — пришельцы из космоса, прибывшие на копию Земли пару тысячелетий назад и изменившие путь её развития. Деймолиты порабощают людей — но без них нет хилы, и, значит, маги ничего не могут. Весь роман — история противостояния ГГ и деймолитов.

Задумка хороша, но вот реализация подкачала. Как-то всё безжизненно, без души написано.

Итог: читать можно, идея, как и обычно у Аксёнова, оригинальна и интересна. Но до «Самозванца», «Ареса» или «Проект справедливость» целая пропасть — уровень реализации гораздо ниже. Уж больно всё картонное, серое, безэмоциональное.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Олег Орлов «Расходный материал»

vvmonahov, 26 ноября 2017 г. 12:58

Произошёл перенос небольшого российского городка, в котором есть военное училище, в Дикие Земли мира с магами,гоблинами, орками и эльфами. И часть землян приобрела магические способности. В общем, перепевы на тему Зыкова.

Оригнальность добавляет только описание быта военных — сразу видно, что эта тема хорошо знакома автору. Но совершенно непонятно, зачем автор взял какую-то параллельную Землю с сентенциями про захват двух третей России китайцами и тому подобными отличиями от нашего мира. К сюжету это не имеет никакого отношения, а вот впечатление снижает.

Также раздражают постоянные скачки от «столько-то времени до Столкновения» (переноса городка) к «столько-то времени после Столкновения». Эти сюжетные линии вообще никак не связаны, это задел к следующему роману. В результате получилась сюжетно не связанная мешанина.

Итог: нудновато, особенно вначале, но читать можно. Чуть выше среднего уровня. Но для начинающего автора неплохо, тем более, что виден рост мастерства к концу романа. Посмотрим, оправдаются ли надежды, и будет ли этот рост продолжаться во второй книге.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Сергей Плотников «Паутина света»

vvmonahov, 10 ноября 2017 г. 17:09

Первые два тома были интересными.

В первом томе были колорит и необычность мира, пусть и несколько подпорченные заимствованием из манги (японского комикса). Что делало некоторые элементы мира и поведения героев лубочными, комиксовыми.

Во втором томе пошла совершенно самостоятельная история, уже не завязанная на комиксы. Герои приобрели глубину характеров, мир перестал носить элементы картонности.

А вот в третьем томе всё, к сожалению, не очень хорошо. Начало тома на высоте, приключенческая составляющая великолепна. А вот потом пошло сочетание производственного романа с нудными рассуждениями и не менее нудными описаниями переживаний самых разных персонажей. И со всё более картонным миром и картонными персонажами — гораздо более картонными чем в первом томе.

Такое впечатление, что автор никак не может найти новые пути развития героев — всё, что можно из развития идей манги, уже использовано в первых двух книгах, а новых идей он не нашёл. Посмотрим, что будет дальше.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Сергей Плотников «Техническое задание»

vvmonahov, 1 ноября 2017 г. 13:50

Очень достойно. Гораздо лучше, чем можно предположить исходя из аннотации.

Необычный техномагический магический мир, являющийся подобием Земли, но с вариантом России в виде монгольской империи, сохранившейся с времён Золотой Орды и включающей и Россию, и Монголию, и Китай.

Весьма необычные герои, особенно для жанра бояр-аниме. Главными героями являются попаданец-программист с Земли и программируемый им человекоподобный робот в виде девушки — Ирис, которая из-за усовершенствования программного обеспечения постепенно обретает сознание и самостоятельность в принятии решений. А в конце книги также Агата — робот-вертолёт, с которой происходят аналогичные процессы.

Действие динамично и интересно. Стиль хороший. Психологизм на уровне. Имеется ненавязчивый достаточно тонкий юмор. Сюжет в целом логичный, хотя с описываемым заговором очень много ляпов и логических неувязок, да и социальное устройство общества выглядит недостоверным. Что, конечно, снижает впечатление, но не очень.

Итог: произведение интересное и заслуживает прочтения.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Илья Крымов «Драконоборец»

vvmonahov, 30 октября 2017 г. 18:31

Стиль изложения тяжёлый, безжизненный и безэмоциональный. В качестве примера:

«Илиас Фортуна уже много лет продвигал идею централизации управления магическим сообществом Вестеррайха, но поскольку это потенциально урезало полномочия глав каждой отдельной школы, высокопоставленные волшебники, разумеется, не горели желанием прислушиваться к нему. Опять же до недавнего времени верховные иерархи магического сообщества чувствовали себя в полной безопасности за стенами своих школ.»

Никакой динамичности нет и в помине — действие тянется и тянется. Психологизм на нуле, образы картонные. Сюжет — обычный для мира мечами магии — колдуны, вампиры, некроманты и т.д. Короли (благородные рыцари и колдуны-регенты), принцессы и т.п. Вторая половина книжки более живенькая, но всё равно очень тяжёлый слог и крайняя прямолинейность персонажей и действия.

Итог: не рекомендую читать. Может, через пару лет автор и научится писать, но пока результаты его творчества лучше отложить.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Михаил Атаманов «Защита Периметра. Игра без правил»

vvmonahov, 25 октября 2017 г. 20:33

Это типичное продолжение ради продолжения, когда оно пишется исключительно для того, чтобы читатели не расставались с полюбившимися героями. Ну, и надо же, чтобы ГГ и его фаворитка получили вполне ожидаемую Большую корону!

Количество ляпов и нестыковок в книге зашкаливает. Например, враг Гг назначает ему встречу на своей территории, с условием, чтобы тот взял с собой слабое сопровождение. И Гг, как круглый идиот, лезет в ловушку. Как будто во время видеосеанса поговорить нельзя! В середине книги до автора это доходит, и он устами Гг сообщает Императору, что всё, что тот хочет ему сказать, он может сказать по видео, и что для этого Гг не обязательно лично прилетать. Но переписывать дурацкую часть про залезание Гг в ловушку автору, видимо, было лень. Или, например, Гг как истеричная барышня из-за своего секундного каприза меняет решение по поводу того, кому присвоить титул Герцогини Роя. Впрочем, и первоначальное решение было столь же «глубоко» обоснованным. Про нестыковки, связанные с Антагонистами (отколовшейся частью Империи), вообще говорить нечего —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
оказалось, что Гг правит Антагонистами, но сам этого не знает.

Сверхинтеллекты Чужих, способные миллионами разумов подавить всех разом сильнейших псиоников Империи, не пользуются этой возможностью. Наверное, потому, что, хотя они злые и безжалостные, но очень добрые и отзывчивые. И занимаются геноцидом исключительно потому, что их об этом попросили. Они очень умные, но исключительно тупые, и поэтому выполняют глупые смертельно опасные для них договорённости.

В общем, данная книга практически полностью состоит из нестыковок, так что по уровню она просто несопоставима с первыми двумя книгами, которые были великолепны. Третья книга уже была похуже, а данную я иногда откладывал и не мог решить: бросить чтение или всё-таки дочитать?

Первая половина книги меня вообще утомила: новизны ноль, развития характеров нет, а космические сражения стали скучными и однообразными. Более того, психологизм исчез, герои стали совсем картонными. Вторая половина пошла получше, там хоть что-то новое стало появляться, и хоть какая-то интрига. Только, к сожалению, заключительная часть книги оказалась столь же слабой как начало. Концовка тоже не впечатлила — стало ясно, что цикл превращается в сериал а-ля «Сварог переносится в очередной мир».

В итоге: читать можно, но не более. Если бы автор остановился на третьей книге, было бы лучше.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Василий Маханенко «Тёмный Паладин. Поиск»

vvmonahov, 18 октября 2017 г. 18:57

Вторая книга полна приключениями и неожиданностями в такой же степени как и первая. Она столь же динамична, хотя события в ней более хаотичны, сумбурны — до самого конца книги непонятно, что её стержнем является поиск героем трех игроков, обеспечивших в прошлом рестарт Игры.

Читается легко, приключения интересны, но уже упомянутая сумбурность несколько раздражает, как и то, что ГГ, игрок с недельным стажем, на равных общается с игроками, имеющими опыт в несколько тысячелетий Игры. И его за красивые глазки и незаурядный ум наперебой одаривают плюшками, игнорируя всех остальных.

Так что недостатков побольше, чем в первой книге, но зато игровая Вселенная получила реалистичное нетривиальное развитие, как и главные персонажи первой книги, и к ним добавились новые не менее интересные весьма самобытные персонажи. И это компенсирует недостатки.

Так что тем, кому понравилась первая книга, рекомендую прочитать и вторую.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Стюарт Мур «Танос: Смертный приговор»

vvmonahov, 14 октября 2017 г. 23:03

Вся серия «Вселенная Марвел» — комиксы, написанные на основе фильмов. Главные герои — Капитан Америка, Человек-паук, Халк и т.п. И даже великолепных богов и титанов из скандинавских и древнегреческих мифов испакостили.

Язык, как и положено для комиксов, примитивный, рассчитанный на детей детсадовского возраста. Примерно такого же уровня и сюжеты, упрощающие содержание фильмов до понятного людям, едва умеющим читать, уровня.

Читать не рекомендую.

Оценка: 1
–  [  2  ]  +

Андрей Красников «Пустошь»

vvmonahov, 8 октября 2017 г. 11:51

Чисто приключенческая книга, без глубоких мыслей, психологизма и новизны магического мира . Достаточно вторично, но живенько. Аннотация вполне отражает содержание. Совсем-совсем начинающий ученик мага вынужден сбежать от могущественного мага, напавшего на его учителя ради приобретённой тем древней книги. Книгу ученик утаскивает с собой и скрывается в Пустоши — смотри «Охотника» Буревого и «Везунчика» Бубелы. А дальше самообучение магии и приключения на выживание.

Итог: Читаемо, но без особого восторга.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Александр Бушков «Сварог»

vvmonahov, 2 октября 2017 г. 23:17

Первые три книги и часть пятой, относящаяся к субмарине, были и умными, и захватывающими. Четвёртая и первая половина пятой — это уже разбавление сюжета водой, начало нескончаемых ответвлений вбок. А дальше пошли откровенные поделки.

Третью книгу, «Нечаянный король», некоторые не воспринимают — но на деле она совершенно необходима, так как показывает выход из того тупика, в который зашла цивилизация на Таларе. В ней сводятся в единую точку, фокусируясь на Свароге, социальные процессы Талара (наверное, поэтому она сложнее воспринимается). А во второй половине пятой книги, «По ту сторону льда», становится понятной причина переноса Сварога с Земли на Талар — никто из таларских аристократов-ларов не смог бы управлять субмариной, предназначенной для борьбы с Кракеном, оставшейся на тайной стоянке от погибшей цивилизации.

Окончание этой книги — это реальный конец цикла. Оценку ставлю именно за данный цикл. А следующие книги необходимо отнести к совсем другому циклу, который, к сожалению, можно озаглавить как «Сварог Длинные Руки». Каждая книга сама по себе читаемая и, на первый взгляд, интересная, но если призадуматься — абсолютно бессмысленная. Это бесконечные приключения ради продолжений. У этих приключений нет смысла, нет внутренней логики. Из цикла можно выкинуть любое количество книг, и от этого не будет никакого ущерба при чтении следующих книг. Поэтому читать можно исходя из принципа «это чтиво для траты времени». Типа цикла Берроуза про Марс. Вроде бы, каждая книга по отдельности интересна и с фантазией, а все вместе утомляют.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Михаил Атаманов «Карантинный мир»

vvmonahov, 26 сентября 2017 г. 21:34

При всём уважении к Атаманову данное произведение вызвало резкое неприятие. Захотел написать про жизнь первобытных людей — так об этом и надо писать, без намешивания магии и космической фантастики, которые ни к селу ни к городу. До уровня Рони-Старшего («Борьба за огонь»), Александра Линевского («Листы каменной книги») или Семена Каратова («Быстроногий Джар») ему бесконечно далеко, и буквально на каждой странице у меня по Станиславскому единственный отзыв по происходящему: «Не верю!»

Так что в отличие от замечательных «Серого Ворона» и «Защиты периметра» и написанного на приемлемом уровне «Темного травника» данное произведение читать не рекомендую.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Василий Кононюк «Ольга. Часть 2. Si vis pacem parabellum.»

vvmonahov, 24 сентября 2017 г. 11:54

Абсолютно вторичное произведение. Не только ни одной новой мысли по сравнению с первой книгой — но и вообще ни одной мысли и ни одной эмоции. Как верно отметил amlobin, это производственный отчёт. Которому можно дать название «Как бы я обустроил СССР если бы руководил Сталиным».

После прочтения остаётся в памяти только то, что Ольга продолжает готовить СССР к началу войны с Германией и продолжает предлагать мелкие усовершенствования. А главное усовершенствование — что всей подготовкой руководит не Сталин, а Ольга. Хотя от напряжённых усилий становится шизофреничкой и алкоголичкой — но очень хорошей и ответственной! Но в конце внезапно излечивается.

В итоге СССР выигрывает финскую войну благодаря смене тактики и благодаря советским лётчикам-камикадзе (предложено Ольгой). И в конце книги успешно справляется с нападением Германии в июне 1941 года. Кто бы сомневался! Единственный вопрос — а зачем всё это было писать?

Вывод: не заслуживает прочтения. Более того, читать категорически не рекомендуется, чтобы не портить впечатление от первой книги.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Олег Валерьевич Лукьянов «Лилис»

vvmonahov, 11 августа 2017 г. 17:05

Вторая книга гораздо хуже первой. Новизны мира нет, весь колорит необычной ситуации с Гг, «Эльвой», демиургами, богами и пробуждением магии в технологических мирах был использован в первой книге. Характеры плоские и стали даже примитивней, чем в первой книге — там образы персонажей хоть постепенно раскрывались, а во второй этого уже нет. Осталась только приключенческая составляющая. Она на приемлемом уровне, но концовка совершенно неудовлетворительна. Фактически, автор объявляет: «Писать больше не о чем, но очень хочется. Поэтому ждите продолжение».

Так что моя оценка где-то посередине между 5 и 6 баллами — но делаю выбор в пользу автора и с трудом ставлю 6 баллов. Один раз прочитать можно, но перечитывать не захочется, и третью книгу читать не буду.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Михаил Атаманов «Тёмный Травник. Сохранить крылья»

vvmonahov, 28 июля 2017 г. 11:53

Вполне достойное продолжение первой книги — но с очень отчётливой вторичностью. Автор начинает откровенно дублировать сюжетные ходы «Мира Вальдиры» Дема Михайлова. Даже девушку ГГ назвал тем же именем, Кирой, и разборки с бандитами в реале оттуда же — только написано гораздо более топорно. Отдельные моменты взяты из «Файролла» Васильева, но не так явно. Впрочем, и оригинальность в сюжете есть, и читается легко. Так что те, кому понравилась первая книга, не будут разочарованы — но не более. Сказать, что автор растёт, и вторая книга раскрыла его талант, нельзя. Уровень даже несколько снизился.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Формула невозможного»

vvmonahov, 22 июля 2017 г. 20:38

В повести двое землян, отправившись исследовать незнакомую планету, сталкиваются с остатками цивилизации аборигенов. Они попадают в опекаемый роботами небольшой райский уголок, защищённый от внешнего мира, с небольшой группой выродившихся до состояния идиотов местных жителей, и не могут оттуда вырваться — система защиты их не пускает. А в это время компьютерная система обеспечивает местным жителям-«счастливчикам» комфорт и развлечения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Только вот при катании на карусели время от времени система заставляет то одного, то другого «счастливчика» разбиваться — так поддерживается стабильная численность жителей.

На первый взгляд кажется, что основное внимание авторы уделяли столкновению героев с искусственным интеллектом, который их запер вместе с аборигенами. Но на самом деле повесть очень многослойная, и основная рассматриваемая тема — что такое человеческий разум, чем он отличается от компьютерного ( а на деле механистичного) мышления, и к чему может привести общество развитие компьютеров и чрезмерное перекладывание на них человеческих обязанностей.

Повесть датируется 1963 годом, это как раз период, когда на ЭВМ (компьютеры) возлагали огромные надежды. Да и позже, в 1979 году в Приключениях Электроника, помните:

Позабыты хлопоты, остановлен бег,

Вкалывают роботы, а не человек.

До чего дошёл прогресс —

Труд физический исчез,

Да и умственный заменит

Механический процесс.

А в повести как раз показывается, к чему это всё может привести. Дан ответ на эти оптимистичные слова за 16 лет до их появления.

Самый верхний слой рассмотрения: победа человеческого разума над компьютерной системой обеспечивается использованием проблемы Буриданова осла. Я в детстве узнал об этой проблеме, и о том, что бывают ситуации, когда решения на основе чистой логики проигрывают нелогичным, именно из этой повести — за что большое спасибо авторам!

Второй слой — что «Позабыты хлопоты, остановлен бег, Вкалывают роботы, а не человек». И встаёт вопрос — а ради чего люди живут? Когда к труду их не вынуждает необходимость зарабатывания пищи и обеспечения защиты от непогоды? Некоторые вещи нынешним читателям были бы намного очевиднее, если бы вместо карусели деградировавшие местные жители развлекались бы и разбивались во время гонок на шикарных автомобилях (назовём их условно «Гелендвагенами»). Ключевое слово для ответа в том же стишке: «До чего дошёл прогресс». Прогресс — вот какая должна быть цель жизни человека, а не «хлеба и зрелищ». Без труда невозможен прогресс, а без прогресса неизбежна деградация. Кстати, механистичное мышление отрицает идею развития, прогресса: «всё новое — это хорошо забытое старое», и т.п.

Третий слой — антирелигиозный. Построена модель рая, и показано, что он получается страшненьким таким. И является альтернативой прогрессу.

Четвёртый слой — это противопоставление социального общества (земляне) и общества, в котором основные блага захвачены небольшой верхушкой. Читатели того времени должны были подразумевать, что противопоставляются СССР и Запад, но если присмотреться, видно, что всё сказанное можно отнести и к СССР, в котором номенклатура получила бы возможность всех благ без труда и без народа, с заменой народа роботами.

Повесть очень запоминающаяся, и, несмотря на наивность антуража (программирования искуственного интеллекта с помощью перфокарт), безусловно, заслуживает прочтения и помещения в категорию «шедевры».

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Джон Кристофер «Предел напряжения»

vvmonahov, 7 июля 2017 г. 01:07

Бывают рассказы, повести и романы, про которые после прочтения ничего не вспомнить, и они не заслуживают того, чтобы про них вспоминать. А этот рассказ я прочитал десятки лет назад — и хорошо запомнил. Запомнился контраст между тем человечеством, которое есть на самом деле, и тем, которое с точки зрения главного антигероя достойно жизни.

Идёт борьба за жизнь человечества — герои стараются предотвратить ядерный взрыв, который собирается устроить маньяк-идеалист, решивший, что человечество недостаточно хорошо для того, чтобы существовать. И противостоят этому идеалисту другие идеалисты — те, кто отлично понимают, каковы люди на самом деле, но способны показать то лучшее в людях, что ведёт человечество вперёд, и сотворить «нас возвышающий обман».

Рассказ очень многоплановый, в нём множество смысловых оттенков. Это и показ бесчеловечности и беспечности гигантских корпораций, результатов их сращивания с властью; и игнорирование людьми уроков истории, их беспечность и недальновидность; и то, что интеллект и образованность могут быть использованы не во благо, а во зло. Это показ того, чем может стать телевидение и, шире, искусство, если оно перестанет подстраиваться под низменные полуживотные запросы обывателей. Это показ, как общество способно «отблагодарить» тех, кто его спас. И показанный в рассказе образ террориста взят буквально из нашего времени, только сейчас это не идеалисты-интеллектуалы, а идеалисты, являющиеся религиозными фанатиками. Но в целом всё до жути похоже, очень глубоко и психологично.

В рассказе имеются недочёты, особенно в его первой части, но они не особо влияют на впечатление от него, так как начало рассказа служит исключительно для завязки сюжета и показа фона, на котором происходит действие.

Итог: очень достойное произведение, заслуживающее прочтения любителями НФ и, особенно, социальной фантастики.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Кирилл Домбровский «Серые муравьи»

vvmonahov, 6 июля 2017 г. 21:13

Замечательная повесть о том, как в результате ядерных испытаний муравьи мутировали — среди них появились серые муравьи, способные к разумной деятельности — и старающиеся размножиться и выжить любой ценой. И чем больше их травят, тем больше развивается их разум.

Всё очень похоже на бунт роботов — но это продолжение «бунта» живой природы против действий человека. За 20 век устойчивость насекомых к ядохимикатам выросла более чем в миллион раз! Автор показал, что может произойти, если к этому добавить мутации от радиации, и вместо устойчивости у какого-либо вида насекомых такими же темпами начнёт развиваться разум. При этом в повести великолепная приключенческая составляющая, текст динамичен и психологичен.

Повесть (скорее, это роман) достойна чтения.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Стивен Барр «Кэллахэн и его черепашки»

vvmonahov, 6 июля 2017 г. 20:39

Небольшой рассказ — но удивительно насыщенный и запоминающийся. Изящными мазками передана и атмосфера маленького провинциального городка, с трудягами-рабочими и ленивыми полицейскими, и отношения между учёными, и характерные черты «плавильного котла» США, переделывающего людей разных национальностей в американцев, и совершенно необычный «бунт роботов», причины и механизм действия которого совершенно понятен — но протекает столь же совершенно неожиданно. Тут и мягкая ироничная пародия на классический американский образ «безумного профессора» и его жены ведьмы-полуцыганки. Что самое удивительное — за много лет до появления работ по нейронным цепям автором угаданы применяемые и развиваемые сейчас принципы работы искусственного интелекта. И, наконец, с литературной точки зрения всё хорошо.

Итог: рассказ заслуживает прочтения как очень достойная классика НФ.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Джон Краули «Маленький, большой, или Парламент фейри»

vvmonahov, 4 июля 2017 г. 21:00

Что в книге хорошего? Огромное количество хвалебных отзывов известных авторов в предисловии. Читал, читал, и всё не мог дойти до самого текста. И возникло впечатление, что обычно именно так расхваливают негодный товар, чтобы его купили. Что в итоге и оказалось. Какая там аналогия с Кэроллом! Книгу, конечно, можно сравнивать с приключениями Алисы в стране чудес или в зазеркалье, но там, где у Кэролла глубина мыслей и юмор, тут несвязность и поверхностность сюжета, занудство и длинноты, длинноты, длинноты. Сравнение с Властелином Колец, которое делалось в рекламе, столь же неуместно. Точнее, по числу страниц — да, можно сравнивать. Но даже писатели, выступавшие рекламщиками в монументальном предисловии, не осмелились назвать роман эпопеей. В книге очень много текста, очень много описаний и очень мало мыслей. Впрочем, у людей разные вкусы, и некоторым нравятся длинные нудные романы, где подробно описывается, где кто как стоял, как выглядел дом напротив, какая была погода, как просится в туалет маленькая девочка, и какова история жизни второстепенных героев от самого рождения до настоящего времени. Таким читателям роман понравится.

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Милослав Князев «Налево пойдёшь?»

vvmonahov, 23 июня 2017 г. 20:55

Как обычно у Князева — легко читается, с хорошей приключенческой составляющей, но совершенно легкомысленно. Фактически, это реинкарнация «Полного набора», но с другими героями, являющимися реинкарнацией героев «Полного набора». Причем с совершенно такой же сутью и даже характерами. Да и изложение ведётся в таком же стиле, то от лица ГГ (который теперь анури — представитель расы, более старшей, чем эльфы), то от лица его подруги-анури (которая в поисках мужчины-анури его выдернула в свой мир), то от лица их попутчиков, которых постепенно набирается всё больше и больше. ГГ до переноса жил-был обычным человеком нашего мира, но кто-то из его предков был анури, и он оказался скрытым анури, а при переходе инициировался в могучего, но ничего не умеющего мага, не способного контролировать свои силы. От этого и проистекают проблемы героев.

Итог: кому понравились первые две книги «Полного набора», рекомендую читать. Кому не понравились — гарантированно не понравится и этот роман.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Галина Краснова «Любимая игрушка»

vvmonahov, 17 июня 2017 г. 13:21

Очень вторично. Бледное подражание «Лейне» Елены Петровой — вплоть до шутливых эпиграфов перед каждой главой. Вместо двух принцев, сыновей повелителя темных эльфов — принцы-кнерты (демоны), сыновья императора. У которых демонические кони один к одному как в «Лейне». Вместо светлого эльфа — человеческая принцесса. Вместо щенка-сэльфинга котёнок-индэрг. Вместо брачных браслетов — брачный ошейник (!).

Сюжет, конечно, отличается, это не плагиат — но, к сожалению, отличается не в лучшую сторону. У автора (в отличие от Петровой!) наблюдается типичное для «блондинок» отсутствие логики: принцы спасаются от их нехорошей сестрички, убивших с помощью земного огнестрельного оружия родителей и всех остальных родственников, чтобы сесть на трон. И они, бедняжки, совсем одни — и в одиночку благородно решают вернуть трон, который по праву принадлежит старшему принцу. Типа, пошли и свергли — ну, как их сестричка. Но без «человечки» (слово опять заимствовано из «Лейны») это ну никак не сделать. Впрочем, что там трон империи — благосклонность героини им гораздо важнее. Прынцы штабелями складываются у её ног, и какая-то жалкая империя не может им в этом помешать.

Особенно раздражает повтор одних и тех же событий, сначала как воспринимаемых от лица героини, а потом от лица принца. Этот приём тоже взят из «Лейны», но там автор им не злоупотребляет, в отличие от Галины Красновой, и использует для лучшего раскрытия характеров героев.

Итог: чтения не заслуживает, лучше прочитать (или перечитать, если кто-то уже читал) «Лейну».

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Виталий Бодров «Вальпургиева Ночь»

vvmonahov, 15 июня 2017 г. 23:18

Забавно, психологично и нешаблонно. Прекрасный юмор, от тонкого до грубоватого. Литературного мастерства немного не хватает, но в остальном очень хорошо. Это рассказ в стиле Шекли, Пристли и Лема. Практически сплошные диалоги и постоянно появляющиеся новые персонажи. Вроде бы, театр абсурда — но с великолепно выверенной логикой. Все герои очень колоритные, разные и запоминающиеся. Самое поразительное, что им всем начинаешь сопереживать, и юноше-магу, и его сварливой подруге-недотроге, и простодушному варвару, и забавному пришельцу, и рыцарю-неудачнику, и его спутнице-оруженосцу... И даже вампиру и проходившему мимо старику-магу, спешащему на Лысую гору организовывать шабаш.

Людям с чувством юмора и фантазией — читать. Остальным не стоит, покажется бредом воспалённого воображения.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Галина Гончарова «Тайяна. Раскрыть крылья»

vvmonahov, 10 июня 2017 г. 15:34

Типично женская фантастика, с вздохами и переживаниями о своём, о девичьем. С кучей роялей и нестыковок. Книга трогательно напоминает другую книгу автора, «Волк по имени Зайка». Сначала я их даже перепутал — начал читать, и вижу, что всё так знакомо, что это я уже читал. Но нет, дальше пошли отличия, хотя не могу сказать, что в лучшую сторону.

Рядом с героиней, нежной и хрупкой, но очень решительной, с самого начала бегает боевой рояль на четырёх лапах — волчица. Умная и преданная. Родители героини очень её любят и поэтому стараются насильно выдать её замуж за очень ей подходящего, как они считают, молодого человека — которого она до смерти ненавидит. Ну, за то, что он её насильно поцеловал. Чтобы дочка развеялась перед свадьбой и имела возможность с неё сбежать, родители одобряют поездку дочки к тёте — сестре матери, которая люто ненавидит мать героини. Та об этом знает, но не догадывается, и скрывает от дочери. Героиня сбегает в Разлом, образовавшийся от исхода неких могущественных Древних и натыкается на огромный рояль в виде святилища их богов, которые были ещё более могучи и очень добры, и потому о них все забыли. Характеры героев картонные: злобные злодеи злобствуют, отважные герои — рыцари без страха и упрёка.

В общем, это реинкарнация «Волка по имени Зайка», но менее сказочная, а потому более картонная. Для «блондинок» сойдёт. Остальным не рекомендую.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Владимир Ильин «Напряжение растёт»

vvmonahov, 28 мая 2017 г. 21:41

Ве-ли-ко-леп-но! Редко бывает, когда прочитал цикл, и сразу начинаешь его перечитывать — но это как раз такой случай. Начинал читать вторую книгу с опасением — а вдруг окажется слабой и из-за этого пропадёт всё очарование первой? К счастью, всё оказалось ровно наоборот: после прочтения второй книги сразу стал перечитывать первую, и то, что в ней сначала не очень понравилось, при повторном прочтении стало восприниматься очень хорошо. А затем — опять перечитывать вторую книгу.

И описываемый мир, и общество, и герои стали более глубокими и очень живыми. Психологизм — на высочайшем уровне, героям сочувствуешь. Юмор великолепен. Более того, в книге имеется то, что мне больше всего нравится в фантастике — взгляд на мир и людей с неожиданной стороны. Главный герой, Максим, всегда поступает невероятно логично. Только вот часть исходных данных, на которые опираются обычные люди, у него отсутствует, а часть постулатов, касающихся общества и общения с другими людьми, он игнорирует, заменяя их своими, очень логичными и основанными на справедливости. Которая, как и в первой книге, подкрепляется его находчивостью, волей и, иногда, личной силой. А затем — поддержкой друзей. В результате получается фактически инопланетный разум, который экзаменует землян на то, достойны они своего места в обществе или нет. И в большинстве случаев делает их лучше.

Такой взгляд со стороны и действия Максима постоянно порождают смешные ситуации — но в целом мысли автора очень серьёзны. Это очень смешная, но вместе с тем и очень серьёзная и глубокая книга.

Тем, кому понравиласть первая книга, вторую — читать обязательно!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Алексей Федорочев «Видящий. Первые шаги»

vvmonahov, 24 мая 2017 г. 18:08

Полковник-вертолётчик, вышедший в отставку после тяжёлой травмы, сталкивается с хулиганами, которые его убивают. После чего сознание полковника попадает в тело мальчика-сироты, лежащего в коме из-за выгорания магического дара. До комы мальчика, учившегося в интернате, довёл один из учителей, жестоко экспериментировавший с его источником дара. Дальше сознания полковника и мальчика сливаются, и он сначала пытается разобраться, что привело к трагедии, а потом вынужден бежать и погрузиться в череду приключений.

Магический мир с его кланово-боярской системой очень похож на мир «Воздушного стрелка» и «Китов по штиборту» Антона Демченко и мир «Напряжения» Владимира Ильина. Причем роман Алексея Федорочева мне понравился больше, чем романы Демченко, хотя и те неплохие. Хотя до романа Ильина и не дотягивает — но тот юмористическо-приключенческий, а тут шпионско-приключенческий. Всё-таки разные жанры. Этот более серьёзный — но и более реалистичный. Даже появление магических способностей и сохранение боярско-клановой системы очень хорошо обосновано.

Всё весьма психологично, стиль изложения хороший, читается с интересом, действие захватывает.

Итог: очень хорошо, а в рамках жанра — отлично. Чуть-чуть не дотягивает до шедевра (у меня для шедевров оценки 8 и 9, а для абсолютных шедевров 10). Поэтому 7 баллов. Достойно чтения и перечитывания. Вторая книга — тоже, всё практически на том же весьма высоком уровне.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Дмитрий Заваров «Эхо войны»

vvmonahov, 22 мая 2017 г. 19:52

Книга состоит из перемежающихся глав про 1943 год и 2016 — но из параллельной реальности, где на месте Киева появилась Зона. Как только я дочитал до этого места, стало ясно, что от книги не следует ожидать ничего хорошего — но я был оптимистом, всё оказалось совсем плохо. На уровне глав про 2016 год поделки из серии S.T.A.L.K.E.R кажутся шедеврами. Главы про 1943 год были не такими картонными, их было интересно читать до того момента, как оказалось, что герою-разведчику из МУРа (!), работающему в СМЕРШ, надо противостоять ... упырям, пьющим кровь из людей и загрызующих советских бойцов.

Итог: отвратительно, абсолютно не заслуживает чтения. А высокие баллы на fantlab, видимо, связаны с очень экзотическим контингентом проголосовавших. Я очередной раз повёлся на высокие баллы fantlab, так что сам виноват в напрасно потраченном времени.

Оценка: 3
–  [  5  ]  +

Сэй Алек «Констебль с Третьего участка»

vvmonahov, 22 мая 2017 г. 13:23

В целом читаемо, но уж больно нудно. Фантастики никакой, это чисто полицейский роман. Мир параллельной Земли с редкими упоминаниями магии, вампиров и т.д., похоже, взят автором исключительно для подстраховки от несовпадения с реальными историческими деталями — ну, и чтобы роман считался фантастическим. Нудный текст (а чего вы хотите от работы констебля?) немного оживляют упоминания литературных героев в качестве действующих лиц или просто упоминаемых вскользь персонажей: доктора Уоткинса (конечно же, Уотсона=Ватсона) в роли знаменитого детектива, «брачный и финансовый аферист О`Бендер», и т.д. Но это не спасает от скуки, навеваемой описанием рутинной жизни констебля. Всё-таки до Конан Дойля автору очень далеко, да ещё и попытка растянуть рассказ до объёма романа...

Итог: заслуживает прочтения, если нравится неторопливое, размеренное описание жизни героев на фоне ме-е-дленно раскручивающейся детективной интриги. Если же нравятся динамичные произведения, с накалом страстей и драйвом — читать не стоит.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ольга Валентеева «Факультет чудовищ»

vvmonahov, 20 мая 2017 г. 00:38

Очень милая сказка. Конечно, имеются проблемы с логикой магического мира: довольно странно, что могучие маги-«чудовища» не являются правителями, а их, наоборот, прячут от окружающих, а то как бы они кому-нибудь бо-бо не сделали. Опять-таки совершенно нереалистично показана роль религии в этом мире. Но эти недостатки — это недостатки декораций заднего плана, не влияющие на восприятие романа. А он и психологичен, и с несколькими закрученными интригами, и с приключенческой составляющей. И, редкий случай, магическая академия показана не глазами шалопаев-студентов, а со стороны преподавателя-самозванца.

Иногда автору чуть-чуть не хватает художественного мастерства, и некоторые образы не очень прописаны и вызывают недоумение (типа кота-библиотекаря). Однако общее ощущение от романа — как будто я попал в мир фильмов-сказок «Золушка» или «Королевство кривых зеркал». И за массу положительных эмоций и сопереживание героям, за добрую сказочную атмосферу ставлю 8 баллов.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Илья Крымов «Дети Силаны. Натянутая паутина»

vvmonahov, 7 мая 2017 г. 19:46

Ставлю оценку «неудовлетворительно» за первый том второй книги цикла, а второй том читать не буду. Насколько была хороша и оригинальна первая книга цикла (её первая половина), настолько же плохой оказалась вторая. Когда автор пытался написать свою версию «Пересмешника» Пехова, всё было великолепно. Когда он начал отходить от сюжета «Пересмешника», всё становилось чем дальше, тем хуже. В «Натянутой паутине» больше нет даже намёка на «Пересмешника», и в результате нет ни логики, ни смысла. Гг, достигший уровня де-факто выше, чем у императора, действует как второсортный шпик, самостоятельно лезущий затычкой во все бочки по самым мелким вопросам. Представления автора о руководстве государством и спецслужбами сводятся к рекомендации «спать не более трех часов в сутки, а остальное время — работать, не отрывая задницу от кресла». Монархизм ГГ в первой книге адекватен, так как соответствует особенностям магического мира, где правят сильнейшие маги. Но во второй книге он превращается в рупор неадекватных идей автора.

Очень показательны отношения Гг с женой: о ней нет упоминания почти до конца первого тома. Сначала я подумал, что она погибла — но в мыслях Гг об этом ни слова, и ни капли чувств, связанных с любимой. И вдруг выясняется, что они друг друга любят, но очень дистанционно: «я на суше, ты на море, нам не встретиться никак». У него империя, у неё — плавание по морю, без которого ей жизнь не мила. При этом Гг может по пустяковому поводу быстренько полететь в другое государство и неделями заниматься там мелкими расследованиями — но к жене слетать ни-ни! Но они очень, очень любят друг друга. В данной книге всё на уровне подобного бреда.

Выводы: магический мир выродился и стал неинтересным. Логики ноль. Психологизм на нуле. Приключенческая составляющая на нуле, так как вместо сюжета сплошная вода и многократные перепевы первой книги. Попытка вытянуть сюжет на полюбившихся в первой книге героях не получилась — герои стали скучными и неинтересными. После успешного дебюта ожидал роста писательского мастерства, но, увы, был разочарован.

Итог: очень плохо. Не заслуживает чтения.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Илья Крымов «Дети Силаны. Паук из Башни»

vvmonahov, 4 мая 2017 г. 23:53

Очень достойно. Особенно первая половина, которая заслуживает названия «мир, альтернативный к миру Пересмешника Пехова, улучшенный и дополненный». Всё портит вторая половина книги, где теряется новизна мира, утомляет искусственная кровавость действия и отсутствие внутренней логики — да и просто логики. В итоге книга-подражание, которая могла бы превзойти оригинал, всё-таки до него не дотягивает. Но тем, кому понравился «Пересмешник», настоятельно рекомендую прочитать. Схожесть с «Пересмешником» только добавляет удовольствие, так как всё совсем не так, как в «Пересмешнике» — и одновременно идёт узнавание мира и главных героев. Причём оригиналом воспринимается именно мир «Детей Силаны», а мир «Пересмешника» — как одно из его желязновских отражений.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Владимир Поляков «Чернокнижник»

vvmonahov, 2 мая 2017 г. 00:09

Очень достойное произведение, хотя до шедевра не дотягивает. У меня для шедевров оценки 8, 9 и10 — поэтому ставлю 7. Герои живые, приключения характерные для фэнтези про тёмных эльфов — но нешаблонные. Достаточно психологично. Стиль хороший, читается легко.

Несколько раздражают «лирические отступления» с интерлюдиями в мире тумана и походом в другой мир, отвлекающие от основной линии. Их слишком много, они в большинстве не нужны и составляют совершенно ненужный «роман в романе». А «рояль» для последней схватки можно было бы и из других кустов притащить.

Нельзя сказать, что в книге имеются глубокие идеи — но рассуждения ГГ о богах Хаоса и Порядка и отношении их с попаданцами, в отличие от большинства аналогичных произведений, не являются напыщенной фигнёй или рупором идей автора. Они оригинальны, как и авторский вариант бога Хаоса, который получился привлекательным, и составляют интересную основу действий попаданцев — сторонников Хаоса.

Итог: вполне читаемо.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Олег Говда «Рыцарь»

vvmonahov, 29 апреля 2017 г. 00:50

Удручающе. Поделка гораздо ниже среднего уровня — на уровне худших произведений данного цикла и вообще издаваемой макулатуры. Штамп на штампе, а когда что-то своё, то это примитивно до невозможности и соответствует пословице «простота хуже воровства» — лучше бы автор чей-нибудь чужой сюжет взял! Язык тяжёлый и корявый, мир картонно-посконный — это Средневековье с точки зрения школьника 5-6 класса. Хотя, наверное, не надо обижать пятиклассников. Интеллектуальное наполнение нулевое. Характеры героев — вы о чём? Отрицательные герои злодеи, положительные — рыцари без страха и упрёка. Приключенческая составляющая скучная — либо всё сразу и так понятно, чем кончится, либо не хочется даже выяснять. В качестве примера привожу отрывок:

"– Мне рассказывали, что ты один покрошил там целый десяток разбойников…

– Возможно. Я не считал…

– Ну и правильно. Я к тому, что доспех бы тебе подобрать соответственно чину. А то ходишь в одной кольчуге, как оборванец какой.»

Ну, ясно, вышел — и сразу десяток покрошил. Странно, что не сотню-другую. Где махнет, там улица, отмахнется – переулочек! А в Средневековье оборванцы с мечами и в кольчугах ходили, ага. А быки, как считает автор, бросаются на красные тряпки. Ну, невежественный он, и не знает, что быки не различают красного цвета. Хотя многие пятиклассники знают. Почти все встреченные женщины дружно прыгают к Гг в кровать — хотя это уже потом, сначала заманивают на сеновал. Отважный рыцарь сражается с плюющимся огнём змеем — но не может справиться. Гг, естественно, его спасает и добивает змея. А похищенных дэвушек спасает десятками.

Итог: редкостная муть и рекостный примитив. Роман чтения не заслуживает, а автор заслуживает занесения в «чёрный список», ибо, с моей точки зрения, безнадёжен как писатель. Лучше ему чем-нибудь другим заняться.

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Виктор Дуров «Рейнджер»

vvmonahov, 27 апреля 2017 г. 22:06

Читаемо и достаточно нешаблонно, несмотря на то, что и магический мир практически стандартный, с обычными людьми, магами, гномами, троллями, дриадами, гоблинами, изредка проявляющимися богами и кучей мелких магических хищников и химер (только вот эльфы из мира почему-то исчезли, чего никто не замечает, кроме ГГ), и много однотипных для цикла «Ролевик» вставок. Однако как приключенческая, так и фэнтезийная часть на достаточно высоком уровне, нет логических несоответствий и герои достаточно живые. Стиль лёгкий, книга читается с удовольствием — хотя на особую оригинальность и глубину не претендует.

Повторение одних и тех же сцен около костра от лица разных героев и повторение один в один штурма зАмка в поисках Двери — самая неудачная часть романа. У Давыдова в «Шамане» она была описана интересно — а вот у других авторов, и, в частности, в «Рейнджере», явно носит признаки вторичности. Зато в данном романе становится понятно, для чего она понадобилась. Впрочем, и эта сцена без души быламнаписана, в отличие от первых трёх четвертей романа.

Тем не менее, книга производит положительное впечатление, и не жаль потраченного на неё времени. Хотя, конечно, на звание шедевра не претендует.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Михаил Ардин «Райское местечко»

vvmonahov, 24 апреля 2017 г. 13:44

Посредственно — вот слово, наиболее точно характеризующее роман. Вроде бы, и фантастика, и новизна имеется — но ни одна идея не проработана. У героев проявляются сверхспособности — и всё. Пошли в конспирологию — люди со сверхспособностями тайно владеют миром и радеют за благо человечества. Так что ни раскрытия внутреннего мира героев, попавших в совершенно новые условия, ни социальной фантастики. Всё очень наивно, в рамках уровня американских комиксов. Ладно, берём другой сюжет — контакты с инопланетянами, которые мыслят по-другому и имеют другую культуру. Всё доходит до того же уровня комиксов — самые мудрые из инопланетян являются психами и действуют в рамках известного выражения «держите меня пятеро, я психический!».

Итог: на эту макулатуру не следует тратить времени. Лучше перечитать Уэллса, Лема, Азимова, Хайнлайна, Саймака, Ван Вогта, Карсака, Шекли, Стругацких, Гансовского, Булычева, Снегова и т.д. То есть настоящую НФ, в которой имеются и идеи, и психологизм, и литературный талант авторов.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Леонид Кудрявцев «Лисандра»

vvmonahov, 24 апреля 2017 г. 12:55

Книга состоит из трёх частей: «Лисандра», «Джинн» и «Крысиный король». Всю первую часть влюблённая вампирша мучается от неразделённой любви на фоне миров, очень напоминающих миры Глена Кука в романах о частном детективе Гаррете (с добавлением элементов Ксанфа Пирса Энтони). Но, к сожалению, отсутствует как лёгкость и изящество стиля Глена Кука, так и юмор, делающий книги о Гаррете ещё более привлекательными. Повествование монотонное, безэмоциональное. Куски текста несвязны — можно выбросить произвольную часть текста совершенно без ущерба. Интрига тривиальна — совершенно очевидно, что Лисандра не позволит уничтожить мир. Идей нет, за описание внутреннего мира героев вполне уместна оценка ноль. Так что остаётся только колорит придуманных Кудрявцевым миров — но этого мало, чтобы дать положительный отзыв.

Часть «Джинн» никак не связана с предыдущей. Это отдельный рассказ. Он гораздо лучше первой части, в нём обыгрывается нетривиальная идея — что джинн, раб лампы, может выполнить три желания — но при этом тот, кто загадывает желания, всегда проигрывает.

«Крысиный король» — продолжение «Джинна». Автор почувствовал, что рассказ удался, и сделал попытку высосать из пальца что-нибудь ещё, и побольше. С ожидаемым результатом.

Итог: в данной книге имеет смысл читать только рассказ «Джинн». А в целом — автору катастрофически не хватает литературного таланта. Мало иметь идеи, надо уметь их реализовывать.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Елена Петрова «Проклятое везение. Таурин»

vvmonahov, 22 апреля 2017 г. 15:50

Бледное подражание «Лейне». По сравнению с первой частью никакой новизны ни героев, ни описываемого мира — зато воспроизводится сюжет Лейны в чуть другом оформлении. Суперкрутая стервозная героиня в мужском кадетском училище, а у её ног штабелями складываются поклонники, до поры до времени не знающие, что она в глубине души — не юноша, а девушка. Но сразу влюбляются в неё как в девушку. А кто не согласен — она забивает либо физически, либо своим «интеллектом», повёрнутом на теме гомосексуализма.

Юмор — только на сексуальную тему, в том же стиле, что в «Лейне» — только не смешной, так как очень однотипный гомосексуальный. Затем большой рояль в кустах — Преображение в храме в девушку. И сразу к ней прилетает прынц-император на белом звездолёте и на ней женится. В общем, концовка — полный отстой и распад логики.

Итог: можно читать как чисто приключенческое чтиво для блондинок и блондинов, позволяющее освободить голову от мыслей. Но намного лучше — перечитать «Лейну».

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Андрей Мартьянов «Наследник»

vvmonahov, 9 апреля 2017 г. 22:30

Крайне убого. Начало заинтересовало, хотя уж больно нудно всё тянулось. Но после попадания героев в эпоху Рюрика (Рерика Датского), и, естественно, к самому Рюрику, стало ясно, что ничего хорошего ожидать не стоит. Что и подтвердилось далее.

В основе сюжета типичная для низкопробной фантастики конспирологическая идея, что рядом с нами имеется тайная организация людей (или, чаще, сверхлюдей), которые наделены особыми способностями или шастают по другим мирам, и при этом тщательно скрываются от всех остальных. В данном случае — шастают в прошлое через «червоточины» во времени.

Естественно, как во всяком низкопробном псевдоисторическом романе, предки мужественны, мудры, благородны и во всём превосходят наших современников. В особо низкопробных произведениях в прошлом водится всякая нечисть и «работает» колдовство. Попробуйте догадаться, имеется ли всё это в данном произведении? — Конечно, да.

Степень «психологизма» в описании героев хорошо передаёт следующий фрагмент:

«- Пошли трахаться, – не вопросительно, а очень даже уверенно и громко сказал Славик.

Алёна взглянуло на него ошарашенно.

– Чт… Что ты сказал?

– Трахаться пошли, говорю. Заниматься сексом. Любовью. Прямо сейчас. В спальне здоровенный диван.

Подошел, взял за руку, поднял на ноги. В Алёниных глазах промелькнула легкая сумасшедшинка. И вроде бы надежда. Ага, действует!

Получилось очень даже неплохо.»

В общем, весь роман на таком уровне. Создаётся впечатление, что роман написан тем самым слесарем Славиком, взявшимся за перо. Мне странно, что так много хвалебных отзывов. Видимо, те, кто их оставлял, не читали ни «Машину времени» Уэллса, ни «Спираль времени» Мартынова, ни «Конец вечности» Азимова, ни «Берег динозавров» Лаумера.

Так что настоятельно рекомендую не терять время на чтение данного романа, а прочитать или перечитать Уэллса, Мартынова, Азимова, Лаумера.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Владимир Сухинин «Вторая жизнь майора»

vvmonahov, 25 марта 2017 г. 08:39

Аннотация вполне отражает содержание. Чисто приключенческое лёгкое неприхотливое фэнтези. В самом начале книги собрано множество штампов и откровенных заимствований — но результат получился неплохим, несмотря на суперкрутизну героя. При этом после начала книги всё достаточно оригинально, без особых заимствований — что радует, особенно с магической академией. Это фантастический боевик с элементами шпионского романа.

Оценка: 6
⇑ Наверх