КИНОрецензии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «КИНОрецензии» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

КИНОрецензии


Рубрика для отобранных и качественных рецензий на кинофильмы.

Модераторы рубрики: Barros, fox_mulder, sham

Авторы рубрики: Клован, SarButterfly, Слартибарфаст, tema.cheremuhin, Econom, swordenferz, grief, kim the alien, Lena_Ka, glupec, armitura, fox_mulder, Aleks_MacLeod, alexsei111, Barros, rusty_cat, Ригель_14, Mierin, Fadvan, atgrin, InterNet, febeerovez, Timsviridov, Вертер де Гёте, V.L.A.D.I, Paf, TOD, kraamis, Вареный, angels_chinese, coolwind, sergeigk, Frodo Baggins, Fearless, Kuntc, Kons, Petro Gulak, creator, Сноу, streetpoet, Kiplas, Optimus, xotto, WiNchiK, Мэлькор, skaerman, Энкиду, Salladin, 777serg777, Green_Bear, DukeLeto, Rainbow, Лилия в шоколаде, ergostasio, tencheg, sid482250, imra, mikereader, Samiramay, Rubin1976, demetriy120291, beskarss78, iRbos, Evil Writer, Nexus, zmey-uj, Samedy, PiterGirl, Haik, vovun, ДмитрийВладимиро, vrochek, Russell D. Jones, isaev, Karnosaur123, ХельгиИнгварссон, vlad1303vlad1303, Ugrum-75, Pouce



Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 108  109  110

Статья написана сегодня в 00:27
Размещена также в авторской колонке tencheg

"Последние джедаи" — это фильм, на который одновременно очень просто и очень сложно писать рецензию. Он похож на подкинутую монету, одна сторона которой из настоящего золота, а другая сторона — подделка. И вот монета вращается в воздухе, и ты все никак не можешь понять — это круто? или смешно? или очень здорово? или — эээ, что это было? или красиво? или всё же нелепо? А потом впечатления эти складываются в совсем разные картинки — в зависимости от того, в чьей голове они складываются. В итоге после пресс-показа зрители спорят с пеной у рта — мнения и оценки разнятся от "очень круто, лучший фильм ЗВ!" до "что за кошмар?!"

Однако по пунктам.

1. Здравая самоирония/фильм скатывается в пародию.

Здорово, когда люди умеют смеяться над собой. Одно дело — шутки ниже пояса, которыми обходятся некоторые комедии, и совсем другое — смешные моменты в "Последних джедаях".

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Чего стоит только Люк, выбрасывающий световой меч или объясняющий с помощью травинки, что такое Сила.
Здесь есть фансервис для старых фанатов вселенной, и шутки для новых зрителей. Юмор на всех уровнях: от забавных деталей и жестов до диалогов и комедии положений.

Правда, местами чувство меры изменяет режиссеру. И становится не очень понятно, что же все-таки перед нами — самостоятельное произведение или пародия на пятый и шестой эпизоды? Да, как ни жаль, здесь проявилась та же болезнь, что и в "Пробуждении силы". Некоторые сцены из классической трилогии повторяются просто покадрово. Главный вопрос — зачем? Если выкрутить до предела comedy mode и прикупить попкорна, то пойдет на ура. Но если нет, будешь периодически смотреть на экран и задумываться — WTF? Что не идет на пользу целостному восприятию.

2. Постмодернизм/нарушение правил.

Однако не будем такими серьезными! В конце концов, двадцать первый век не то что на дворе, а вообще в разгаре. Поэтому без деконструкции, заигрываний со зрителем, аллюзий, цитат и прочего постмодернистского арсенала не обойтись. Эй, достали все из закромов и надели "очки оголтелого постмодерниста", и наслаждаемся этим цирком. Райан Джонсон жонглирует героями и ситуациями настолько смело, что заслуживает уважения.

Вот только не заслуживает уважение то, что в гонке за смелыми решениями он ломает логику мира. Ради красивых — действительно красивых и, возможно, действительно нужных этому фильму сцен — он разрушает все правила, которые существовали в далекой галактике до него. Неофиты, которые внезапно становятся искусными джедаями?

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Вообще не обученная обращению с силой Лея, оказывается, может выжить в ситуации, которая в несколько раз сложнее той, в которой погиб магистр Мейс Винду? Оно того стоило, да?
Ради чего? Неужели нельзя было бережнее обращаться с каноном — раз уж вы заявили строгие границы этого самого канона и "жесткое нет" всякому вольному обращению со вселенной?

3. Широкий спектр эмоций/мотивация, как у чайной ложки.

Да ладно, что это я ворчу, в самом деле. Благодаря этому самому вольному обращению с материалом получается широкий спектр эмоций. От трагического до смешного. От абсолютно тупого, приземленного, низменного взгляда на мир до лютого, зубодробительного пафоса. От подвигов до предательства. И если ты готов к тому, чтобы "раскачаться" вместе с сюжетом, удовольствие от просмотра гарантировано.

Вот только почему все эти колебания маятника настолько поверхностны и происходят на уровне событий, а не конфликтов? Не то чтобы у героев нечетко прописана мотивация. Она настолько нечеткая, что герои сами ее не понимают. Что-то сделать, не подумав — это да. Куда-то побежать, полететь, сразиться с врагами — пожалуйста, всегда готов. Извлечь из себя нормальную, по Станиславскому, рефлексию, чтобы даже не зрители — ну, хотя бы оппонент поверил в происходящее — нееет. У нас же экшн. У нас нет времени на рассусоливание.

4. Казино/резиновые женщины.

Хотя времени на подробное рассусоливание отдельных вещей хватило, за что честь и хвала всем дизайнерам фильма и тем, кто работал над компьютерной графикой. Прекрасные корабли. Отличные битвы. И в качестве "витрины" для народов галактики — казино. Не кантина, конечно, утираю скупую ностальгическую слезу но эта локация достойна всяких похвал.

Уже писала в первом отзыве и тут повторюсь — идеальные инопланетные животные. "Фантастические твари" нервно курят в сторонке и размышляют о том, как бы прибрать к рукам весь этот плавучий цирк с редкими и вымирающими видами... кролик-зануда, волк-хлопотун, подкустовый выползень... мечтательно вздыхаю

Особенно обидно, что на фоне всего этого великолепия фауны некоторые актеры выглядят просто резиновыми куклами. Абсолютно деревянная Рэй выглядит как Буратино, пришедший в школу к настоящим живым мальчикам. На контрасте с новой героиней Роуз даже наш старый друг Финн, который казался каким-то не слишком выразительным персонажем в прошлом эпизоде, становится просто прекрасным. А уж Энди Серкис в роли Сноука подчистую проигрывает тому же Энди Серкису в роли Горлума — хотя, казалось бы, масштаб злодея-то здесь располагает к свершениям...

5. Боец сопротивления здорового человека/боец сопротивления курильщика.

К вопросу о свершениях. Есть в "Последних джедаях" герой, действия которого абсолютно логичны, непротиворечивы, мотивы понятны, и потому он воспринимается "на ура". По Дэмерон, который в прошлой части был недостаточно раскрыт, тут занимает достойное место. На крестокрыле полетать и совершить подвиг — сделано. Проявить горячий нрав и наломать дров — сделано. Действовать, пока остальные страдают фигней — сделано. Меняться по ходу сюжета — что особенно важно для некартонного герой — и это сделано. Ура.

Видимо, для сохранения баланса у Финна сюжетная линия является квинтэссенцией идиотизма. Начиная от девочки Роуз, из которой торчит картон так, что в зрительном зале его ошметки из глаз выковыривать приходится, заканчивая логикой поступков. Эй, мальчик, у нас тут в Красной Армии патроны закончились, сбегай в ларек в соседнюю деревню, купи, а?

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Когда счет идет на часы, лететь куда-то в хурхуи за взломщиком(!), которого посоветовала Маз Каната — не, а что, не у кого же больше спросить-то(!!), припарковаться в неположенном месте и попасть в руки полиции, найти другого взломщика (и этот сойдет... а почему не хоббит, например?), разнести салун (то есть казино), посадить BB-8 в коробку (не говорите, что вы никогда не мечтали это сделать), извлечь из кустов десятки роялей и не прищемить пальцы. Уфф.

6. Концентрация на важных событиях/галактика-то где?

Нет, если вырезать сюжетную линию Финна, то фильм концентрируется на действительно важных событиях. Хорошо выстроен сюжет. Таймпрессинг, нарастание напряжения, связь индивидуального и общего, встроенность отдельных персонажей в историю, все это подается с хорошим ритмом и правильными акцентами. Просто здорово.

Только вот где та самая Галактика, которая с развитием компьютерной графики и вообще съемочных мощностей появилась уже в приквелах? Где то самое ощущение открытого мира? Где масштаб? Разборки нескольких корабликов друг с другом напоминают возню в песочнице на краю города. Даже обидно как-то становится. По ходу, режиссер слишком сконцентрировался на важном и растерял по дороге контекст.

Есть здесь и безусловные плюсы. Финальный твист (не буду спойлерить, это надо видеть), игра Адама Драйвера (Кайло Рен потихоньку становится самым интересным и сложным персонажем саги), взломщик в исполнении Бенисио Дель Торо, отличная музыка. Это те моменты, от которых получаешь настоящее удовольствие.

А безусловный минус — вдумчивый зритель не получает ответов на вопросы. Или получает — в формате отмазки.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Кто такой Сноук? Кто такие родители Рэй? Вы действительно думали, что вам об этом нормально расскажут? В таком случае вы ошибались.
То ли все ответы припасены на девятый эпизод, то ли нас обвели вокруг пальца. И всё это время мы смотрели не туда, пока фокусник прятал настоящего кролика, а в шляпу запихивал его плюшевого собрата.

Пожалуй, это то кино, которое надо самому смотреть, не ориентируясь на рецензии. Хотя бы для того, чтобы составить собственное мнение по поводу того, какая же это монета. Искусственная. Или настоящая.


Статья написана вчера в 01:29
Размещена также в авторской колонке tencheg

Четырнадцатого декабря на экраны выходят "Последние джедаи", фанаты серии в предвкушении/опасении — оправдает фильм ожидания или не оправдает, остальные зрители в нетерпении — зрелище обещают масштабное и красивое, магазины Disney наполнены фигурками новых персонажей, а наш корреспондент уже сходил на пресс-показ и теперь пишет длинную рецензию так, что клавиши дымятся. Но она будет только днем в среду, а уже сейчас без спойлеров хочется поделиться хорошими эмоциями.

Итак, что же нам подвезли такого, за чем стоит сходить в паломничество к большому экрану?

1) Абсолютно волшебную фауну далеких планет. Медаль "штатному зоологу" из команды художников. Таких милых и красивых тваринок не было ни в одной части франшизы, пожалуй.

2) Космические сражения в достаточной концентрации.

3) Самоиронию и очень удачные шутки.

4) Взломщика ("нам нужен взломщик!"(с)) не спрашивайте

5) Новые модели дроидов и техники.

6) Фансервис на высшем уровне полную миску с горкой, даже немного вываливается по краям.

7) Качественный тайм-прессинг в сюжете.

8) И прекрасного Бенисио Дель Торо.

Словом, полный чемодан радостей.


Статья написана 11 декабря 15:00
Размещена также в рубрике «Хоррор, мистика и саспенс» и в авторской колонке Nexus

    

У меня всегда было двойственное отношение к такому явлению мира кино как сиквел.

С одной стороны, если фильм произвел на меня положительное впечатление, то я с радостью посмотрю и его продолжение.

Однако, в этом случае есть вероятность получить некоторую дозу негатива, поскольку, как правило, сиквелы полюбившихся историй оказываются слабее своих предшественников.

Относительно качества второго сезона сериала "Очень странные дела" у меня не было никаких сомнений, потому что в его разработке участвовала та же команда, которая трудилась и над первой главой, рассказывающей о загадочном исчезновении 12-летнего Уилла Байерса в городке Хокинс штата Индиана.

И в общем-то, новая часть ностальгического фантастического путешествия в США 1980-х мне понравилась почти так же сильно как и оригинал.




Статья написана 11 декабря 11:53
Размещена также в авторской колонке imra

Злое недо-добро с кулаками, или Стопкрим от старины Фрэнка

karatel

Фрэнк Касл (Бернтал), отправив на тот свет причастных к гибели его семьи, обнаружил, что жить дальше, по большому счету, незачем. Воспоминания о близких не давали нормально спать, не помогала даже выматывающая работа на стройке. Так продолжалось до тех пор, пока на Фрэнка не выходит некий загадочный хакер Микро (Мосс-Бакрак), сообщивший Каслу, что на самом деле тот убил лишь исполнителей, а главный виновник – таинственный агент Оранж (Шульц) до сих пор жив и здоров.

Подавляющее большинство супергероев из комиксов – благородные добряки, для которых любая людская жизнь величайшая ценность. Даже если это жизнь психопата-маньяка, жестокого убийцы или беспринципного манипулятора, десятками посылающего других на смерть. Порой доходит до маразма – эпические битвы, в процессе которых гибнет куча людей и разноситься вдребезги полгорода завершаются торжественным водружением злодея в темницу, из которой он сбежит ровно через месяц. И все начнется по новой.

На теме неприемлемости убийства как орудия положительных героев, общественном порицании жестокости, непонимании близких, строятся сюжеты длиннющих сериалов и полнометражных картин. Все это конечно благородно, но зритель, который всегда рад пообманываться, в глубине души отлично понимает – так не бывает. Невозможно лишь добром, не замаравшим руки, победить зло. Чаще всего добро должно быть не просто с кулаками, а достаточно жестким, и не стесняющимся отправить на суд божий пару-тройку злодеев.

С этой точки зрения Каратель стал идеальным персонажем, которого так ждал зритель. И даже моралист Сорвиголова признал необходимость таких, как Фрэнк Касл.  

Посему появление персонального сериала Карателя можно было предсказать с 99 процентной вероятностью. И Netflix с Марвелом зрителя не обманули. Правда, возникал вопрос, чем будет заниматься Каратель, уже «порешавший» вопросы с виновными в гибели своей семьи? Похоже, создатели сериала на него так и не смогли внятно ответить, построив основной сюжет на продолжении вкушания Каслом изрядно остывшего блюда, полив его соусом из активизировавшегося чувства вины Фрэнка.

Безусловно, одной местью идейная наполненность проекта не ограничивается. Постановщики размышляют над тем, допустимы ли любые методы, даже в таком грязном деле как война и шпионская работа. Показывают тлетворное влияние этих самых методов на неокрепшие солдатские души. Думают, стоит ли слепо исполнять неоднозначные приказы, или логичнее выйти из игры при первой же возможности. О грязном белье и продажности представителей силовых органов. Акцентируют наше внимание на бойцах с психотравмами, пришедших домой, но одновременно не вернувшихся с войны. Переживают о судьбах ветеранов с поствоенным синдромом, которым жутко сложно влиться в мирную жизнь.




Статья написана 5 декабря 19:13
Размещена также в рубрике «Хоррор, мистика и саспенс» и в авторской колонке ХельгиИнгварссон

Ходячие мертвецы (The Walking Dead), США, 2010 — ...

Введение.

«Постапокалиптика», «зомби-апокалипсис», «хоррор» и «драма». Таковы заявленные жанровые составляющие сериала «Ходячие мертвецы». Что же, это похоже на правду, но только если подходить формально. Действие на самом деле происходит в пережившем глобальную катастрофу мире, в котором полно банд отморозков и человекоядных зомби, а выжившие в этом мире люди после всего случившегося напуганы и озлоблены, страдают и переживают. Но я не вижу в киноэпопее ни катастрофы, ни драматического или просто напряжённого сюжета, ни выматывающей душу неопределённости саспенса, ни ожидания чего-то ужасного, ни даже самого этого «ужасного». Кроме того, сериалу как будто не хватает чего-то очень важного, основополагающего, стержневого. Повествование без этого элемента выглядит нудным, бессмысленным и фрагментарным, оно буквально разваливается на множество повторяемых частей. Отдельные яркие сцены редки и не в силах исправить картину в целом, они повисают в общем убожестве, как мухи в пыльной паутине. Попробую пояснить свою точку зрения.

Пертурбация жанров.

Сериал не сумел передать ощущение ситуации постапокалипсиса ни зрителям, ни персонажам. Это огромный минус. Адаптация постапокалиптики, сделанная для удобства её употребления среднестатистическим современным обывателем, оказалась не способной показать высокий ужас одиночества и запустения осознающей себя и весь масштаб катастрофы личности на руинах некогда великой цивилизации. Чтобы прочувствовать разницу, вспомните эпизод из «Планеты обезьян» 1968 года, в котором Тейлор обнаружил на морском берегу занесённую песком Статую Свободы и понял, что он на Земле. В «Ходячих мертвецах» этого нет, вместо общей трагедии и череды личных мы видим банальное снятие внешних запретов и примитивную вседозволенность потерявшего хозяина опустившегося до скотского состояния раба. Никаких тебе обязанностей, никакой ответственности, никаких последствий. Иди куда хочешь и бери всё, до чего дотянешься. Успей первым! Деньги из кассы, ювелирные украшения, дорогие автомобили, брендовая одежда, изысканные деликатесы, коллекционные сигары и алкоголь —  нынче всё только твоё, как чипсы и кошачий корм. Словно погром в американском супермаркете во время затянувшегося отключения электричества. Круши и оскверняй кабинеты директоров и начальников, эти храмы грозных богов современности, и оставайся совершенно безнаказанным. Шикарные особняки новой знати внезапно стали доступны всем – спеши поваляться на их роскошных ложах, попрыгать на них прямо в грязной обуви, выпустить пух из подушек! Постапокалипсис — трагедия? Да вы что, это же просто праздник какой-то! Бобик в гостях у Барбоса.

Что-то не так и с жанром «хоррор». С первых же кадров мы попадаем под плотную ковровую психологическую бомбардировку чувства прекрасного и чувства меры, но страшно от этого не становится. Перед нами гей-парадом проводят тех, кого мы привыкли видеть и представлять в совершенно ином, безобидном и благообразном виде. Буквально отдающие отпрыскам всю себя «кормящие» матери и хищные стайки детей, скачущие велоцирапторами из Парка юрского периода. Неуклюже подбирающиеся старики с волочащимися следом кишками и приборами искусственного жизнеобеспечения, запутавшиеся в них, как коты в мишуре и гирляндах от новогодней ёлки. Одичавшие, но почему-то почти не изменившиеся внешне люмпены всех мастей и национальностей. Испорченные бизнесвумен в строгих, лишь чуть испачканных деловых костюмах, и испортившиеся домохозяйки в милых пижамах и тапочках с ушами. Красотки со всё так же возбуждающе колыхающимися грудями под кровавым оскалом не пойми как и чем рваного рта. Подпрыгивающие упавшими заводными игрушками и растерявшие всю свою маломобильность калеки. Изломанные едва совершеннолетние девушки в коротких юбчонках на удивительно свежих и по-прежнему соблазнительных розовых бёдрах. Поразительно целые светлокудрые херувимчики в коротких штанишках или цветастых платьицах, непременно с кусками плоти родителей в зубах и куклами в ручонках. Шевелящиеся фрагменты тел, похожие на отвратительных полураздавленных насекомых, и десятки метров ливерной колбасы и сарделек в томатном соусе… Из нас стараются выжать то ли слёзы, то ли смех, то ли рвоту. Похоже, создатели сериала сами так до конца и не определились, что именно им нужно. Бурая пена закипевшего бульона из несвежего мяса пополам с весёленькими пластмассовыми утятами прёт из-под крышки кастрюли на раскалённую плиту и невыносимо воняет. Мерзости и смерти так много, так чересчур, что сама претензия на ужасы вызывает смех. Огрехов гримёров и костюмеров в массовке столько, что они кажутся оставленными специально. Это не ужасы, а ярмарка увечной плоти, карнавал ряженых и уродов под бодрую музычку. Кого тут бояться? Это не монстры и не ожившие разлагающиеся трупы, а толпа развесёлых пьяных бомжей и неумелых самовлюблённых клоунов в мясной лавке. Такие зомби не отвратительнее пыльного стада голубей на городской площади и, при минимальном навыке, не опаснее отары овец на выгоне или потока автомобилей на проезжей части. Все эти ходячие, лежачие, стоячие, ползущие и вяло дрыгающиеся «мертвецы» настолько предсказуемы, что органично вписались в окружающее и стали не более чем частью пейзажа. Они так скучны и обыденны в своей массовости и повторяемости, что не пугают ни персонажей, ни зрителей. Конкретно я был больше впечатлён во время чтения романа «День триффидов» Джона Уиндема.

Драма? Стресс и растерянность героев, вызванные больше непониманием причин случившегося, чем безумцами, смертями и непостижимыми возвращениями вокруг, проходят сами собой за пару серий. Расправляются плечи, грудь надувается колесом, появляются хищный блеск в глазах и нервная дрожь в мускулах. Дайте коня, широкополую шляпу и звезду шерифа! И-и-и ха-а! На дыбы и в галоп! Какие открываются просторы для бурной деятельности! Вокруг всё та же серая, тупая и безличная масса, которую устал видеть изо дня в день на перекрёстках, в супермаркетах и метро, но которую сейчас стало можно уничтожать, причём приятными лично тебе способами, в любых количествах — и притом полностью, совершенно, абсолютно безнаказанно! Руки сами собой тянуться ухватить что-нибудь этакое. Срочно! Где взять оружие? Это не проблема. Где угодно найдутся снайперская винтовка, автомат, штурмовое вооружение и точно отмеренный боезапас к ним. Выпадает из каждого третьего волка! Стоп, вроде это уже из компьютерных игр тема. Наблюдаем весь сезон, как герои лупят зомбей палками по голове и набирают перки сообразно своим пристрастиям. Пистолеты для девочек, детей и ковбоев. Луки и арбалеты для загадочных тёмных рейнджеров. Ножи и стилеты для ловких дам. Биты, альпинистские молотки и пожарные топоры для сильных мужчин. Если ты элегантная и смертоносная женщина, тогда твой выбор катана (вариантов больше нет!). Можно и кулаками вволю помахать — дворфы грязи и сепсиса не боятся, а заражение зомби-вирусом происходит исключительно через укус в мягкое место с последующим натуживанием. Вся эта прикольная и красочная мясорубка быстро, качественно и в игровой форме способствует расслаблению, выводит избыточную агрессию и выправляет накопившиеся за долгие годы жизни под гнётом общества и его законов психологические проблемы и психические отклонения. «Бойцовский клуб» для скучающих клерков и замордованных работников сферы обслуживания. Добро пожаловать в очередной Зомбилэнд!

Тэ-экс, что-то тут у нас очень интересное вырисовывается в жанровом отношении. Проблемы в личной жизни, буйно расцветшие, взлелеянные с детства комплексы, всё вокруг достало, уходим от действительности и бежим от реальности, машем тяжёлыми или острыми предметами. Что-то это мне напоминает… Точно, фэнтези нижайшего пошиба! Зачем создавать и детально продумывать какую-то волшебную страну, у нас же тут реализм, натурализм и брутальность, зомби ходят. Всё по-взрослому! Пусть лучше «волшебно» преобразится весь наш мир! И модные нынче «попаданцы» получатся, и выдумывать ничего не придётся. Это же пандемия – вирус! – а не глупая сказка для великовозрастных дитятей. Всё реально, зомби-апокалипсис! Мёртвые встали и пошли, ходят и жрут, жрут и ходят. Простите, для чего жрут, они же мёртвые? Не суть важно, просто ходят и жрут, а иначе худеют. Почему только живых? Видимо, так безопасней для сериала. А то пристроится один такой голодающий к лицу соседа губы и нос обглодать, а ему самому вопьются сзади в ляжку, сбоку в плечо, а спереди взасос на брудершафт. Тем и кончится весь зомби-апокалипсис, рассосётся сам собой в грандиозной – на весь мир – куче мале. Смотрим, наслаждаемся видами и не задаёмся глупыми вопросами. К примеру, почему мир полностью не самоочистился от гнилого мяса во время первого же тёплого сезона при помощи микроорганизмов и насекомых. Магия, не иначе. Похоже, героям сериала придётся вычислить, найти, прорваться с боем и убить некроманта…

Чем же изволят заниматься наши «драматические» герои в открывшемся перед ними дивном новом мире? Ну, после того как пресытятся всеми свободами и благами сбежавшего домашнего питомца на помойке? После того как снимут наконец стресс и частично избавятся от комплексов, измолотив на экспу сотню-другую однотипных до ужаса зомбей? Правильно, начнут собирать Команду Сильных, Кучку Могучих. Героев вокруг завались, да только вот к делу приспособить сложно. У каждого свои интересы, ориентация и мировоззрение. Проще будет завалить их и снять вещи. Высокоуровневый лут всегда пригодится, а подбирать лучше соплюх с лузерами и самостоятельно выбирать им характеристики и перки. Это опять компьютерная игра какая-то получается, или только мне так показалось? Наконец, группа собрана, укомплектована и прокачана, общая мораль уравновешена. Что дальше? Правильно, теперь пришла пора выполнять квесты. Скажу прямо: с квестами совсем плохо. Робер Мерль в романе «Мальвиль» был куда как более разнообразен и реалистичен в описании занятий, проблем и планов на будущее у выживших! Здесь же полная безыдейность. Ищут консервы. Следом лекарства. Презервативы. Самогон. Колыбельку. Комиксы. Необходимо найти персонажа N, пока его не сожрали. Выберись из окружения. Отбей атаку. Защити базу. Уничтожь базу. Много, много других, таких же «оригинальных», и часто по кругу. Даже цвет зомбей не меняется… Терпеливо наблюдаем, как персонажи кропотливо выполняют или проваливают каждое задание, тянут время сезон за сезоном. С безумной надеждой и тоской во взоре ждём основной, сюжетный квест. Наконец осознаём, что его нет и, похоже, не будет. Кто-то из зрителей плюёт и бросает. Восхищаюсь их силой воли! Остальные вязнут в трясине основательно, имея лишь один вялый интерес: чем же всё это кончится?

Загадка притягательности сериала.

Почему мы, оставшиеся у экранов и всё ещё ждущие чего-то от «Ходячих мертвецов» слабовольные зрители, продолжаем смотреть эту тягомотину? Втянулись и залипли? Если быть честными с самими собой, то да. Многие из нас откровенно «подсели». Полнометражный фильм не каждый успеет вечером буднего дня осилить (его ещё и найти надо), а тут всего около часа на серию. Удобно, затягивает. Возникает привыкание, как к бутылке пива на ночь. Что ещё имеем? Достойное похвалы и всегда к месту подобранное музыкальное сопровождение. Начальный ролик так вообще может кого угодно ввести в состояние транса. Ещё? Несколько достаточно жёстких психологических ребусов, правильное решение которых способствует выживанию в новых условиях существования за счёт слома «цивилизованных» и «правильных» моральных норм. Очень жаль, что слишком быстро кончились как ребусы, так и сами нормы. Ещё из серьёзного? Отработка работоспособности в изменившемся мире сначала видов лидерства в мелких группах, затем форм государственного правления в крупных поселениях. Ежу понятно, что лучше всего будут работать первобытные, античные и средневековые модели. Что ещё? Набор достаточно харизматичных героев на любой вкус. Выбираешь «своего» и болеешь. Жаль, что прикипеть душой к любимцу боязно: сейчас Джордж Мартин правит бал, а у него в «Игре Престолов» все персонажи мрут как мухи. «Ходячие мертвецы» не стали исключением из этой тенденции. С другой стороны, наибольший интерес вызывает именно ставка на жизнь или смерть персонажа, как в собачьих боях. Было ещё феерическое «кровавое мясо» для мальчиков и «лав-стори» пополам с любовными треугольниками для девочек. Увы, но и то, и другое вскоре скатилось в ковбойский забой скота на пастбище и свингерство со свинством и гомосексуальными отношениями соответственно. Иной раз смотришь, и просто оторопь берёт: персонажам что, заняться больше нечем, других проблем у них нет? На ровном месте проблемы выдумывают и находят. Так и слышу возглас Михаила Задорного: «Ну тупы-ы-ые!»

Так какая же такая неведомая сила смогла прилепить к экранам столь многочисленную аудиторию? В моём понимании, это примитивизм, украшенный элементами романтизма и романтики. Судите сами. Грубая основа, крупные мазки. Простота и безыскусность материала при яркой изобразительности и силе воздействия. Не вполне адекватные, душевнобольные и асоциальные герои, деклассированные бродяги. Стилизация дикарского, первобытного мироощущения, но совершенно без его понимания и проникновения им, без его анимизма. Простота и наивность поступков персонажей вплоть до их полной алогичности. Если копать глубже, то сериал напрямую обращается к первобытным корням человечества, к самым примитивным и первичным мотивам личности — к Страху и Агрессии. Именно этой грубой основой «Ходячие мертвецы» сразу околдовали одних зрителей и также сразу оттолкнули других.

Смысловой, бытийный костяк художественного мира в соответствии с заявленными примитивизмом и мотивами вдруг обретает цельность и выстраивается следующим образом. Человек остался один. Вокруг Иные. Ты Один, их Много. Ты Живой, они Мёртвые. Они Хищники, ты Добыча. Убей, убеги, спрячься – или сожрут. Тебе самому надо ежедневно искать Пищу, Воду, Убежище. Тебе необходимо найти или изготовить Оружие. Где-то есть ещё Люди. Вместе легче. Необходимо найти других людей и объединиться с ними. Нет ничего дороже семьи и клана, племени, Своих. Есть Другие люди, другие кланы, другие семьи. Они Чужие, но они люди, не ожившие мертвецы. Убегать от них, убивать их, прогонять или принять в своё племя? Убей, убеги, прогони – или убьют. Каждый день борьба со смертью. Каждый день чья-то гибель. Каждый день победа, если все свои живы. Что может быть проще и естественнее этого? Сюжет и его перипетии совсем не важны там, где используется столь грубое воздействие на глубинные чувства и ощущения зрителя, сильнее воздействует только порнография. Вы же заметили, что в сериале не акцентировано внимание на секс и совсем нет обнажёнки? Здесь уже без надобности. Страх и Агрессия – одновременно самоцель и вечный двигатель всего происходящего на экране, про основную сюжетную линию в классическом её понимании можно забыть вовсе. Видеокомикс бьёт прямо по спинному мозгу, зачастую вовсе минуя головную его часть, и в этом я вижу его достоинство, а не недостаток. «Ходячие мертвецы» просты, сильны и самодостаточны. Точнее, они были такими в самом начале, пока – увы – не выдохлись.

Считаю необходимым указать элементы романтизма и романтики, без использования которых «Ходячие мертвецы» вполне смогли бы соперничать по бессмысленности, жестокости и кровавости, по обилию ненужных натуралистических подробностей с фильмами Лючио Фульчи. Пусть многие из этих элементов в сериале высмеиваются, пусть показывается их полная несостоятельность или неприменимость в сложившихся условиях, но они есть, с ними ведётся полемика, и именно они оживляют действие настолько, что смотреть его становится интересно. Так, пристальное внимание романтизма ко всему злому, порочному и инфернальному разрослось в сериале буйным цветом, а вот его стремление к возвышенному и тяга к прекрасному если и выживают, то с большим трудом. Фактически все высокие порывы персонажей не один раз и очень жестоко наказываются по ходу действия, достаточно вспомнить хотя бы Рика Граймса. Урбанистическая цивилизация разрушена, города не функционируют, став лишь набором удобных для жизни пещер, но благословенного и ожидаемого романтиками возвращения человека в «лоно природы» не произошло. Городской житель в n-ном поколении уже не способен ни жить, ни кормиться в лесу или поле, ему проще остаться в каменных джунглях и драться с себе подобными за каждую банку просроченных консервов. Такие, как Дэрил Диксон, исключительно редки, и даже их навыков недостаточно для создания общины охотников-собирателей. Остаётся только фермерское хозяйство, поскольку ему можно научиться по сохранившимся книгам. Используется возврат человечества к варварству, но получившиеся «новые дикари» далеко не добры и совсем не благородны. Опыт Терминуса и Волков показывает, что именно из наследия прошедших эпох способны воспринять и повторить бывшие интеллигентные люди в экстремальных условиях. Нет и слияния с разлитым в природе живым Богом, то есть пантеизма. Все верующие персонажи поголовно испытывают шок от непонимания промысла божьего, выраженного столь буквальным библейским возвращением мёртвых. Вспомните монолог Хершела Грина на ферме и то, кому и как именно стало поклоняться молодое поколение выживших, получив безопасность и свободное время в тюремном комплексе. Почти все основные герои «Ходячих мертвецов» – яркие личности, индивидуалисты, люди бурных титанических страстей и мономаны. Без этих ярких романтических бунтарей, героев, злодеев и романтичных влюблённых стало бы совсем противно следить за избиением зомби и бандитскими разборками. Хочу отдельно упомянуть Рика Граймса – он выделяется даже на их фоне тем, что единолично переболел (и в тяжёлой форме!) почти всеми штампами романтики и романтизма, остался живым, дееспособным и достаточно адекватным. Он приспособился к новым условиям выживания, но не забыл законы и моральные устои старого мира, не отказался от них полностью. Более того, я считаю, что в сериале он занимается их адаптацией. Рик – последний романтик старого мира и, как это ни парадоксально, первый жизнеспособный и полноценный представитель мира нового.

Заключение.

Что получается в итоге? «Ходячие мертвецы» – достаточно сложное и многослойное повествование. Кажущееся отсутствие основной сюжетной линии объяснилось использованием примитивизма, мотивов Страха и Агрессии. Проще говоря, сюжетом стал сам процесс выживания. Форма видеокомикса как нельзя лучше соответствует содержанию и основному художественному направлению. Драматизм сериала представлен полемикой с романтизмом и романтикой. Все значимые персонажи являются выразителями тех или иных романтических идей или спора с ними, но основную проверку эти идеи получают не в диалогах или поступках, а в самой жизнеспособности их носителей. Герой может быть правильным, во всём положительным и милым человеком, душой компании, но его убьют, поплачут над его могилой и забудут. Злодей будет клиническим маньяком и садистом, но сможет жить и здравствовать на протяжении нескольких сезонов, собирая вокруг себя толпы последователей. Сериал до сих пор держится на плаву только благодаря своим ярким романтическим персонажам. Хоррор представлен лишь формально, самим фактом существования зомби, крупными планами их питания и забоя. Ожившие мертвецы здесь скучны и способны напугать кого-то только в самом начале. Попытка изобразить постапокалипсис полностью провалилась, и это относится как к идейной, так и к формальной его составляющей. Возможно, апокалипсис был нужен лишь как схема переноса в составе использованного здесь «попаданчества». Огромное влияние на сериал оказали компьютерные игры. Наконец, с каждым сезоном «Ходячие мертвецы» деградируют всё больше и больше, причём каждым из своих составляющих. «Загнивают», если позволите. До сих пор с этим успешно боролись введением всё новых и новых персонажей, но сейчас почти исчерпала себя и эта возможность. Нельзя бесконечно пополнять список действующих лиц даже с учётом всех «допустимых потерь». Считаю, что сериал умер, и отказался от него после просмотра седьмого сезона. Лично для меня последней каплей, переполнившей чашу моего терпения, стали сцены «смерть в плеере и кедах» и «тигр в спину из ниоткуда».


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 108  109  110




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 346

⇑ Наверх