КИНОрецензии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «КИНОрецензии» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

КИНОрецензии


Рубрика для отобранных и качественных рецензий на кинофильмы.

Модераторы рубрики: Barros, fox_mulder, sham

Авторы рубрики: jacob.burns, Клован, SarButterfly, Слартибарфаст, tema.cheremuhin, Econom, swordenferz, grief, kim the alien, Lena_Ka, glupec, armitura, fox_mulder, Aleks_MacLeod, alexsei111, Barros, rusty_cat, Ригель_14, Mierin, Fadvan, atgrin, InterNet, febeerovez, Timsviridov, Вертер де Гёте, V.L.A.D.I, Paf, TOD, kraamis, Вареный, angels_chinese, coolwind, sergeigk, Frodo Baggins, Fearless, Kuntc, Kons, Petro Gulak, creator, Сноу, streetpoet, Kiplas, Optimus, xotto, WiNchiK, Мэлькор, skaerman, Энкиду, Salladin, 777serg777, Green_Bear, DukeLeto, Rainbow, Лилия в шоколаде, ergostasio, tencheg, sid482250, imra, mikereader, Samiramay, Rubin1976, demetriy120291, beskarss78, iRbos, Evil Writer, Nexus, zmey-uj, Samedy, PiterGirl, Haik, vovun, ДмитрийВладимиро, vrochek, Russell D. Jones, isaev, Karnosaur123, ХельгиИнгварссон, killer_kot, Ugrum-75, Pouce, osipdark, Igor_k, Толкователь, georgkorg, Roland23



Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 141  142  143

Статья написана 20 февраля 13:23
Размещена:

Мадам Бовари. 2014. Германия, Бельгия, США

Режиссёр: Софи Бартез

Я специально выбрал крайние экранизации "Госпожи Бовари" Флобера. Про первую картину уже написано. Теперь о крайней и ближней к нам, ведь наверняка она еще не последняя. И мы увидим еще не одну попытку переосмыслить или оживить этот бессмертный роман.

Итак, прошло 80 лет с выхода первой экранизации романа Гюстава Флобера "Госпожа Бовари". И интересно, что если первую экранизацию поставил несомненный классик мирового кинематографа, то самую недавнюю картину сделала практически дебютантка. Молодая французская режиссёр Софи Бартез успела снять до этого всего одну полнометражную картину и несколько короткометражных. Пожалуй, это можно назвать настоящей смелостью — с таким небольшим послужным списком пытаться тягаться с классиками. Ведь экранизация — дело всегда тонкое и неблагодарное. Всегда найдутся любители книги, которые найдут сотни неточностей и несоответствий оригиналу...

Поэтому мы не будем заострять внимание на этих неточностях, а их тут действительно не мало. Софи Бартез несколько сгладила некоторые сюжетные линии. И это видимо объясняется тем, что она сама женщина, а значит она во многом встаёт на сторону Эммы Бовари. Не стоит её в этом винить — видимо это обычная женская солидарность...

А Флобер конечно же мужчина, поэтому на сторону Эммы не встал, и у него она получилась не такая уж и привлекательная. Нет, что вы... Флобер вообще ни на чью сторону не вставал, в этом и была его художественная задача — оставаться нейтральным документалистом или реалистом. Он просто излагал события, стараясь избегать каких-либо оценок.

Но ладно, вернёмся к фильму — у него масса своих достоинств, несмотря на несколько вольное обращение с текстом.

Всё же снят он уже в начале XXI века, а это значит, что все технические возможности позволяют нам рассматривать очень красивую картинку с плавными проездами камеры, мы можем насладиться всей этой атмосферой природы и городской жизни XIX века. Это тоже своеобразная документалистика — для жителя XXI века — возможность окунуться в жизнь человека XIX века. Уже ради этого стоит посмотреть этот фильм.

Можно сказать, что фильм получился набором кинематографических зарисовок-очерков по мотивам книги. И если его воспринимать в таком ключе — он очень даже хорош.


Статья написана 12 февраля 19:33
Размещена:

Разбор дебютного сериала стриминг-сервиса DC Universe, трейлер которого вызвал на Comic-Con в 2018 году солидную долю негатива. На деле ситуация оказалась намного лучше, чем казалось по трейлеру, однако это не значит, что у проекта отсутствуют проблемы.

Внимание — в ролике присутствуют спойлеры к сюжету первого сезона. Приятного просмотра!


Статья написана 11 февраля 23:00
Размещена:

Биметаллический фильм...

Если соединить две пластины — стальную и медную — то можно на этом деле получить сколько-то интересных эффектов. Но чтобы понять, как действует терморегулятор, надо эти пластинки раздельно исследовать.

Так и в фильме.

Есть подростковая история про девочку, которая мало похожа на человека, про мальчика, который становится не совсем человеком, и про условных родителей девочки (вроде как людей). Там прямолинейная мораль (не предавать и не гнаться за деньгами), простенькое срывание покровов (злобная элита всех нагибает) и толстый-толстый слой умиления с гламуром.

К этой истории не может быть серьезных претензий — она стандартная, как фордовский автомобиль марки "Т" черного цвета.

Девочка учится любить, вспоминает прошлое, находит полезные артефакты.

С нехорошими киборгами она поступает как жигулёнок с этой картинки

Только изящнее... С пируэтами, задорным блеском больших глаз и подростковым радикализмом.

Понятно, что она всех ловчее, сильнее и вообще — продолжение снимать будут, где эта девочка всем верхним покажет.

И научится любви, понятное дело.

Но есть вторая составляющая фильма — посткатастрофический мир, в котором сохранилось довольно много техники, ещё есть люди, как таковые, и даже какие-то товарно-денежные отношения.

Обертка совсем не главное, потому как упрощена до полной примитивности.

Важно, что этот мир на 99% победившего трансгуманизма.

Оторвало руку и нужен протез? Не проблема. Идём к доктору, ставим, работаем.

У вас начальник, который периодически вселяется в ваше тело и отдает ценные указания? Ну, такая работа.

Больная дочь? Готовим для неё тело-носитель.

Вообще, отношения к апргрейду собственной тушки скорее напоминают свежую игру "Кенши" — там персонажи постоянно докупают себе новые доспехи и протезы. "Продвинутая рука вора +5 к скрытности". Не сразу поймешь, где заканчивается покупка штанов и начинается приобретение собственно ног. С противников снимают не только традиционный вещевой "лут", не только части тел в пищу, но и подставки с хваталками.

Биотех — генетика, работа с тканями, 3Д-принтеры для костей — в упадке.

Полный перенос сознания в компьютер — не показан. Даже у героини биологический мозг, которому нужны витамины.

И вот тут перед нами открывается дерево технологий:

- часть киборгов тупо становится больше, приваривает себе клещи и сельскохозяйственные косы. Только башка торчит (без шлема, что характерно). Сразу видно — это тупиковый путь, потому как пользоваться новой тушкой — учиться надо. И авторы, не произнося слова "энерговооруженность" прямо показывают, что барышня с зарядом антиматерии в груди может вынести здоровенного металлического жлобину просто потому, что дает большее ускорение частям своего тела;

- есть работа с ассоциированными механизмами (робо-собаки). Но тут слабость в координации и черт знает где будут эти ассистенты в трудную минуту...

- лицо это просто интерфейс для общения с другими личностями, подвижная маска, снабженная большим количеством культурных кодов. Если бы не тупейший ляп с отсутствием шлема, хорошо было бы показано, что тело, в принципе, можно сделать любое, но удобнее оставаться антропоморфом, т.к. не только лицо приспособлено для общения с людьми, но и всё вокруг приспособлено под размеры человека.

Разумеется, в сюжете громадные ляпы, заданные романтической составляющей: огнестрел сведен к минимуму, нет ответа на вопросы о пищеварении в киборгизированных телах, какая-то совершенно детская система охраны верхнего города и т.п.

Но интереснее другое.

Калечащая травма — воспринимается лишь как временная проблема. Да, драться одной рукой без второй и обоих ног, которые вот сейчас оторвали — героине сложновато. Но нет отчаяния и шока, которые будут у обычного человека. Надо победить текущего противника и добраться до ремонтных мощностей.

Чуете, чем пахнет? Старым терминатором. То самое ощущение потери, но не увечья.

А героиня — положительная. Человечная :) Теперь и правильным персонажам так можно. Даже подростковым. Представляете себе такого Джона Коннора в 14 лет?

"Тук-тук-тук — коперниканский переворот заказывали? Нет!!! А нам пофиг, принимайте..."

И, конечно, это демонстрация обнаженного тела героини — механического — равно как и других киборгов. Механистичность как бы скрывает телесность, и чем дальше существо от антропного стандарта, тем меньше ему нужны штаны.

Я не читал первоисточник, потому легко могу надеяться на более сложные конфликты в продолжении фильма. Когда не только подростковый сюжет будет воздействовать на фантастический мир, но мир сделает сюжет взросления глубже.

Но не уверен, что мои надежды оправданы :)


Статья написана 11 февраля 17:55
Размещена:

Аватар, Великобритания, США, 2009.

***Чистая глубина волшебной сказки.

Идеи, использованные при создании «Аватара», отнюдь не оригинальны. Поражает их неожиданное сочетание, а ещё больше – то количество души, которое Джеймс Кэмерон вложил в своё творение, подобно мифическому Пигмалиону. Тот факт, что в фильме используются новейшие технологии, ради которых съёмка и была отложена лет на пятнадцать, для меня не только не имеет первостепенного значения, но и не добавляет особо художественной ценности. Приятно, конечно, но дефекты псевдообъёмного изображения заметны даже без специального образования, да к тому же я отношусь к тем людям, что с лёгкостью ныряют в книгу, как в омут, а кинематограф воспринимают как нечто обособленное, требующее стороннего наблюдения. Меня «Аватар» поймал на крючок своим жизнеутверждающим, нехитрым, но этически правильным и развивающимся по схеме волшебной сказки сюжетом. Помимо привычного и даже полезного (по мнению Фрейда) эскапизма, дарующего сладкое забвение от повседневной скуки и боли, «Аватар» предлагает зрителю возможность пройти вместе со своими героями обряд личностной инициации и стать хоть немного лучше.


***Завоевание Америки и Покахонтас.

Параллель «Аватара» с колонизацией Нового Света возникает сразу и выглядит очень привлекательно. Пандора – Америка, анобтаниум – золото, на’ви – индейцы, земляне – технологически более развитые пришельцы из Старого Света. Ничего, что смешались в кучу разные материки и времена, испанцы и англичане, империи ацтеков, инков и разрозненные кочевые племена. Извечные терзания между любовью и долгом в исполнении Джейка-Джона Смита и Нейтири-Покахонтас успешно отвлекают внимание зрителя от алогичного сочетания исторических аллюзий. В основном действо выглядит типично несуразным вестерном в космосе, как средневековье бластеров и световых мечей за несколько десятков лет до того. На втором плане всё тот же и вполне узнаваемый конфликт военных, которые нисколько не меняются со временем, и христианских миссионеров, ставших здесь учёными-гуманистами. Одним надо по-бабуиньи доминировать, стрелять и жечь, другим, соответственно, изучать, воспитывать и договариваться. «Третьим лишним» звеном, соединяющим обе касты землян между собой и землян с аборигенами, традиционно для жанра выступают полезные лишь до начала генерального наступления «следопыты», они же рейнджеры, конкретно здесь «аватары». Именно появление этих вторых тел, искусственно созданных по образу и подобию местной разумной расы, переводит «космо-вестерн» в ранг собственно фантастики и достаточно качественного продукта.

***С Барсума на Пандору.

Конечно, подавляющая шестилапость фауны Пандоры навевает определённые ассоциации, но синекожие гуманоиды Джеймса Кэмерона имеют ничтожно мало общих черт с зелёными тарками, как и его сюжет лишь чуть-чуть напоминает знаменитую серию романов о Марсе, но дух картины воистину берроузовский. «Аватар» смог воспроизвести неукротимую, яростную, первобытную и чистую энергию лучших персонажей Эдгара Райса Берроуза. Так бороться, любить и ненавидеть, как Джейк Салли, Нейтири, Тсу’тей и Майлз Куоритч, не смогли Джон Картер и Дея Торис в экранизации Эндрю Стэнтона. Не повторяя и не копируя, в «Аватаре» словно даётся вторая жизнь благородному Дотару Соджету и неукротимому Тарзану. Безусловно, есть здесь и доля влияния сэра Генри Райдера Хаггарда, но его произведения пронизаны горьким знанием того, что великие империи коренных жителей Америки обречены на гибель. В «Аватаре», как и в марсианском цикле, этой трагической предопределённости нет, зато есть буквально «упавший с неба» второй шанс для всех.

***Биологический модуль.

Удачнейший ход, использованный в «Аватаре» – это концепция биологического изменения или полной замены человеческого тела для внедрения в инопланетную среду обитания. Признаться, все эти скафандры, киборги и механизированные экзоскелеты успели надоесть до чёртиков. Кому, как не создателю «Терминатора» и «Бездны», не понимать этого? Каждый раз при их использовании в картине почему-то срабатывает шаблон «спруты и водолазы», всегда присутствует прыщавый «страх лопнувшего презерватива», как это произошло, к примеру, в фильме «Живое» 2017 года. Неудивительно, что старыми «костюмами» здесь в основном пользуются отрицательные и косные персонажи.

Жаль, что из всего многообразия возможностей был взят вариант Кира Булычёва «О некрасивом биоморфе», а не, допустим, «Дезертирства» Клиффорда Саймака. Джейк Салли получил новые ноги и хвост в придачу, но мыслить, ощущать и чувствовать иначе не стал. Примитивно, но зато романтично и сочетается с идеями цикла «Джон Картер – марсианин» и «Покахонтас». Единство стиля выдержано!

***Друиды, римляне и мягкий киберпанк.

Древо Душ, центральный элемент жизни на’ви, наводит на мысль о кельтских друидах. К счастью, Джеймс Кэмерон – атеист, и элементы друидизма здесь остаются не более чем экзотикой, не уводя сюжет ни в богословие Клайва Стейплза Льюиса, ни, напротив, в религиозно-политическую сатиру, как у Джека Вэнса в «Сыне дерева». Что это даёт фильму? Во-первых, ещё одну историческую и культурную ассоциацию, родственную колонизации Америки – Галльскую войну Римской республики. Знаете, а ведь это даже забавно, вглядитесь: Гай Юлий Цезарь и полковник Куоритч – практически одно лицо, а на’ви похожи на выкрашенных синей краской бриттских воинов. Во-вторых, очередное по-настоящему фантастическое допущение – гигантский коллективный разум связанных друг с другом наподобие нейронов деревьев Пандоры вкупе с унифицированным набором штыревых соединителей и гнёзд у местной флоры и фауны. Интересно обыгрывается небезызвестный «умникам» образ Мирового Древа, одновременно с этим идёт заигрывание с модным в молодёжной среде киберпанком, общественными экологическими движениями и возвращением к природе. Культурно, прогрессивно и очень изящно.

***От ноосферы к ларцу Пандоры.

Эйва, коллективный разум Пандоры, могла появиться на свет благодаря понятию «ноосфера» Леруа-Шардена-Вернадского, но, думаю, здесь должно не залазить в дебри философии, а ограничиться одним лишь принципом эволюционирования биосферы до обретения ею сознания, на лету схваченным и развитым фантастами. «Сфера Разума» Семёна Слепынина – самый близкий Вернадскому вариант, в котором окружающая среда обрела подобие разума благодаря прогрессивным технологиям, объединив в себе эти технологии, науку и культуру человечества с возможностью саморегуляции и личного общения с отдельными людьми. Биологический «суперкомпьютер» романа «У меня девять жизней» Александра Мирера ближе идее Джеймса Кэмерона, но для собственного выживания ему необходимо поддерживать тотальный контроль над всеми компонентами биогеоценоза. Классический во всех смыслах «Солярис» Станислава Лема представляет непознаваемый богоподобный вариант всепланетного разума, но уже осознавшего себя и страдающего от одиночества. В чём прелесть Эйвы? Она безлична и не персонализирована, как сеть интернет, но потенциально обладает возможностями планетарного божества. Мог ли подобный сетевой конгломерат живых, умерших и нерождённых живых существ возникнуть естественным путём, как в «Специалисте» Роберта Шекли? Или и здесь следует искать следы таинственной расы Древних, оставивших после себя очередной «привет из прошлого» в виде целой планеты-артефакта, полной сюрпризов Пандоры? Продолжения и, возможно, ответы на накопившиеся вопросы не за горами, но я бы проголосовал за варианты Саймака, Шекли и Древних, хотя схема Покахонтас-Верцингеторикса представляется мне наиболее вероятной для телевидения. Не исключено, однако, что Джеймс Кэмерон сможет удивить всех и найти что-то новое.


Статья написана 10 февраля 19:01
Размещена:

Онтологическая недостаточность

Успех "Дня сурка" постоянно ходит между сценаристами и продюсерами как призрак с пудовой кувалдой. Раз — и по голове! Снимай!!!

Попробовали.

Основная проблема мини-сериала — восемь "эпизодов" — некоторая затянутость. Откуда взялась?

Тут нужны спойлеры.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Фон.

Авторы ухватились за современный американский мегаполис, и решили дать образ Вавилона. Политкорректности столько, что всё это явная насмешка над политкорретностью, но при том строго в её же рамках — просто взят перебор. Получается гомеопатическая доза гречки в бочке масла. Все меньшинства, который только можно было собрать — они тут. Куча стереотипов — опять-таки поблизости.

Героиня — русская, предки которой пережили холокост, с матрешкой, умершей сумасшедшей матерью и золотым южноафриканским крюгеррэндом в качестве кулона, причем программистка, похожая на А. Пугачёву, а еще дымит как паровоз и дружит с наркотиками.

Раз — смерть, воскрешение.

Два — смерть, воскрешение.

Три — она начинает догадываться, что есть проблемы...

Авторы достаточно назойливо показывают, что персонажи тонут в суете. Вообще все. Куча каких-то дел, десятки необязательных, да и никому не нужных, встреч, разговоров, поступков, одолжений.

Когда героиня понимает, что свою жизнь надо как-то поменять — ей намекают свыше — она просто не знает, за что взяться.

Церковь (хотя в здании — еврейская религиозная школа), бабушка, обещанный разговор с дочкой любовника, сбежавший кот?

Куды бечь? Даже по лестнице не получается спуститься без перелома шеи...

Причем у героини пуленепробиваемая наглость, плюс прокачанная самоуверенность 80-го уровня, плюс куча претензий на то, что она лучше других понимает жизнь, плюс характернейшая манера общения, которая временами мало отличается от потока оскорблений.

Действуя методом научного тыка, она вырабатывает усредненную линию поведения, которая позволяет как-то протянуть сутки, потом обязательно будет смерть.

И тут авторы показывают второго человека, который сидит в том же дне сурка.

- Ты чего не орёшь, сейчас лифт разобьется и мы умрем?

- Я постоянно умираю.

Парень — фанат ЗОЖ, квартира которого взята из ближайшей "Икеи" — испытывает проблемы. Девушка, с которой он встречался девять лет, бросает его. Как раз в тот день.

Дальше начинается длительный перебор вариантов.

- девушка изменяла? Вроде есть кандидат. Но нет, это просто психоаналитик с которым девушка хотела посоветоваться перед разрывом.

- там проблемы со стороны парня? Тоже нет.

- может программистка и парень должны быть вместе? Вроде каждый раз умирают одновременно? Но интим не помогает. И даже больше — вокруг начинают исчезать вещи и люди. Героиня воскресает на привычной вечеринке, а она почти что одна в квартире.

- может...

В итоге: парень приходит к девушке на несколько часов раньше, делает предложение, все норм. Программистка преодолевает свой собственный кризис — все норм. Можно идти танцевать с актерами из индийских фильмов.

И?

В "Дне сурка" было единство личностной задачи для персонажа и онтологической задачи для зрителя.

Да, это петля — говорили зрителю. А потом персонаж пытался из неё выбраться, и все у него было почти в первый раз. При том, что десятки его дней никак не показывают — а лишь намекают на них — герой изменяется и приобретает всё новые умения. Показывают кризисные точки его трансформации и важные для устройства петли моменты — причем они совпадают.

Но тут мегаполис — нет времени! Даже на самосовершенствование. Персонажи мечутся как крысы в лабиринте — решить задачу по выходу. /локации там очень подходящие — комнаты, коридоры, подвалы, несколько улиц/ И все. Вопрос "почему" — не ставится. Надо просто выучить урок — и побежать на следующий.

Чтобы растянуть сюжет, приходиться увеличивать разнообразие чудес — доходя до натурального ужастика — но причины для такого вмешательства чисто конъюнктурные.

Это слишком напоминает средневековые рассуждения о каждодневном вмешательстве бога — на фоне более поздних рассуждений, что бог создал мир один раз так хорошо, что больше вмешательств не требуется.

В "Дне сурка" — одно чудо, и его хватает на всю драму, а тут несколько разных чудес — и все равно раскаяние героев фальшиво. Они изменились ровно настолько, чтобы дотянуть до следующего дня. А завтра все снова... Суета не преодолена.

Вместо того, чтобы выстраивать сложную онтологическую конструкцию, некий сложный мир — тут мельчат с полудетективными интригами и самой плоской моралью.

Нет и какого-то другого пласта — вроде сравнения времен в "Зеркале для героя".

При не самом дурном актерском составе — и очень достойной первой роли — можно только взгрустнуть. Фальшак.

Хотя иногда выручает юмор.

Смотреть рекомендую лишь в случае свободного времени.


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 141  142  143




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку

Количество подписчиков: 372

⇑ Наверх