Время внутри


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Evil Writer» > Время внутри
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Время внутри

Статья написана 5 января 13:22
Размещена в рубриках «Хоррор, мистика и саспенс», «Рецензии» и в авторской колонке Evil Writer

Маргарет Этвуд "Каменная подстилка"

Если обратиться к истории канадской литературы, то удивляешься спокойствию и размеренности их прозы. Маргарет Этвуд чисто канадская писательница. Нет в её творчестве эмоционального накала южной готики, нет и русской сатиры-критики, нет и типичного магического реализма, невесомого от своих корней Латинской Америки. Этвуд нерасторопна, нединамична, не лиха и не увлекательна в прямом смысле этого слова. Уж больно бытовая проза у Букеровской лауреатки.

Что же, за чуть более годовое чтение любого автора, тем более хоть и не слабого, но для своего же внутреннего мира не безупречного, набивается оскомина. Если вам приглянулась Этвуд и вы считаете её неплохой писательницей для времяпровождения и не боле, то рискуете в какой-то момент устать. А устать от Этвуд можно легко, слишком она напоминает то платье, которая носит постоянно жена по дому или вечные домашние штаны мужа.

С первого раза новый сборник Этвуд на русском языке воспринимается хорошо. Пролистывая книгу уже после прочтения, диссонанса не возникает. «Пожирательница грехов» в своё время оказалась весьма и весьма неровным сборником. К счастью, «Каменная подстилка» та самая удачная сборка текстов. Прежде всего: истории скомплектованы удачно – порядок не подкачал. Качество текстов не упало, только стиль и язык, покоряющие в других произведениях, усохли и вместо цветов остались крепкие, но не такие красочные как сам цветок, стебли. Слишком прост в этом сборнике язык писательницы.

Но в чём главное очарование «Каменной подстилки»?

Представьте, что вы подошли к реке Времени. Вы всматриваетесь в неё и видите своё настоящее, прошлое и будущее. Наблюдаете за временем, что является магическим предметом. Вот и истории сборника пронизаны бесконечным ритмом великого времени. Главные герои часто оказываются в своём и без того жестоком настоящем крайне пожилыми людьми. Их время на исходе и они вспоминают прошлое. Всё с тщательностью продуманное лейтмотивом время пронизывает их, делает счастливыми или убивает. Время есть главная тема сборника. А река Времени – жанр: магический реализм и мистика.

Тройка первых произведений  легко увязывается в маленький цикл — трилогию. Странный канадский магический реализм, тема мести, прощения, бурной молодости и как дурацкая забава становится массовым явлением. Время здесь присутствует и оно проходит главной линией трилогии. Финал, как и положено временами у Этвуд, вызывает катарсис. Прощение – есть благодетель, а возраст этому способствует. Немножко лёгкого флера.

Следующий рассказ написанный по заказу Майкла Шейбона «Lusus Naturae», один из лучших в книге. Он хоть и кажется угловатым пересказом известной морали, но он скорее притча-перевертыш, мрачноватая сказка о неприятие, злобе и уничтоженной жизни. Жутко? А история небольшая, дерзайте.

Две истории идущие следом, не самые выдающиеся и вполне закономерные для писательницы. Первая – очередная попытка описания бытового: жена выгнала мужа из дома, но не знала, кто он такой в действительности. Драма быстро перерастает в накал и в финале становится грандиозным пшиком. Живость Этвуд, словно теряется и время расползается. Вторая история – малопонятный кусок вырванный из другого материала. Героини постоянно вспоминают прошлое, но оно мутное и тусклое для читателя. Без знания первоисточника ни к чему не обязывающая вещь. Думается, для тех, кто прочитал не переведённый на русский роман, история  раскроется намного лучше.

«Мёртвая рука тебя любит» – ещё одна приличная история из сборника. Отличный с вложенным сюжетом постмодернистский бытовой рассказ, где роман ужасов служит мостиком между сердцами двух людей. Время снова берёт своё, ломает преграды. Этвуд снова касается тем прощения, молодости, ошибок и творческого начала проистекающего из самой жизни.

Одноименный рассказ, ещё одна средненькая для сборника вещь. Время хоть здесь и есть, но оно стоит на месте. Ощущение, что кто-то сломал часы и кинул за борт. Тема мести подана не слишком оригинально. Да и то, что сотворила главная героиня, не придаёт рассказу эпатажа. Убийством никого не удивишь, тем более абсолютно не оригинальным.

Завершающее произведение и скучное, и интересное. С одной стороны перед нами хорошая задумка, с другой – читать историю нудно. Пожалуй, единственная вещь в сборнике, которая ломает канон времени и пружинисто идёт к финалу. Странное преломление смыслов и идеи, которые на деле могут оказаться пустышкой.

Вердикт: приличный сборник с половиной шикарных магреалистических и мистических историй и в накидку к читателю с парой блеклых побрякушек. Вполне себе приятная книжка для знакомства с писательницей.





1091
просмотры





  Комментарии
deepressure 


Ссылка на сообщение5 января 23:47 цитировать
как знать, что такое «чисто канадское»?
свернуть ветку
 
Evil Writer 


Ссылка на сообщение5 января 23:52 цитировать
Я говорю от лица русского и могу объяснит как русский. По мне: «чистое канадское» в литературе.
Славич 


Ссылка на сообщение5 января 23:57 цитировать

цитата

Прощение – есть благодетель
В смысле, добродетель?
свернуть ветку
 
Evil Writer 


Ссылка на сообщение6 января 00:10 цитировать
Да.
Shean 


Ссылка на сообщение6 января 13:13 цитировать
«невесомого от своих корней Латинской Америки» — хотелось  бы чуть понятнее
свернуть ветку
 
Evil Writer 


Ссылка на сообщение6 января 13:30 цитировать
Рецензия в спешке вышла слабоватой. Я подкорректирую на днях. Следите )




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх