FantLab ru

Все отзывы на произведения Елены Ершовой

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Елена Ершова «Ихтис»

kubyrjascha, 2 февраля 08:19

«Ихтис» Елены Ершовой крут. И, на самом деле, этим все сказано. Деревенский хоррор, ровно такой, каким он и должен быть: с правильным сочетанием детектива, ужастика и атмосферы богом забытой глубинки.

И автору эта атмосфера удалась на все сто. Нет фальши, наигранности или бездумного копирования Кинга с его маленьким городком на окраине штата Мэн. Все узнаваемо и точно передано.

Сюжет, на первый взгляд, типичный для жанра: журналист Павел приезжает в глухую деревню, чтобы разоблачить шарлатана, по совместительству главу местной секты – старца Захария. Но, как легко догадаться, происходящие здесь события не так однозначны: старца убивают, а среди его последователей начинается настоящая битва за Слово – таинственную силу, дающую возможность исцелять и даже возвращать мертвых с того света.

Павел до последнего будет пытаться найти всему происходящему рациональное объяснение, и читатель вместе с ним будет метаться между мыслями о чертовщине и тем, что все происходящее – не более чем фокусы сектантов. В конце романа вроде бы дается однозначный ответ о природе происходящих там вещей, но… Лично у меня осталось это «но» и отмахнуться от него так и не вышло. Вообще, Елена большой мастер причудливо переплетать фольклор и науку, описание чудес и их рациональное объяснение, реалистичных персонажей и жутковатую мистику.

Кстати, о персонажах. Главных героев двое, это журналист Павел и Степан, называемый «Черным игуменом», правая рука старца Захария. Каждый из этих персонажей копает эту историю со своей стороны и пытается разобраться в происходящем исходя из своих интересов. Эти два героя на самом деле не так часто контактируют между собой, мягко говоря, не ладят, но и антагонистами их назвать сложно. Скорее уж «Ихтис» — роман о противоборстве человека и его внутренних демонов.

«Демон» Павла – призрак давно погибшего брата Андрея, пытающийся захватить контроль над телом журналиста. Но призрак ли? Или просто персонифицированное и гипертрофированное чувство вины воплотилось в образе Андрея, брата Павла? И когда герой слышит, что «одна половина живет, а вторая гниет» не является ли это указанием на то, что сам Павел не желает отпускать прошлое?

В Ихтисе Павел олицетворяет рациональную сторону истории, до самого последнего момента он не верит в чудеса, пытается разоблачить старца Захария и других краснопоясников.

Степан, напротив, с самого начала знает о колдовской природе происходящего в деревне. И о Слове. Одержимость этим самым Словом, жаждой получить его становится личным «демоном» Степана. А ради достижения своей цели он способен на многое.

Краснопоясники – религиозные фанатики, собравшиеся вокруг старца Захария в надежде урвать свой кусочек чуда. Степан же – достойный лидер для этой паствы: харизматичный, жестокий, идущий напролом ради достижения своей цели и свято верящий в собственную богоизбранность. На контрасте с ним показан отец Спиридон – обычный православный священник, тем не менее, ведущий умные и толковые разговоры с Павлом. За этот образ хочется сказать автору отдельное «спасибо», потому что вменяемый священник в современной литературе — зверь редкий.

В Ихтисе даже второстепенные герои получились настолько живыми и яркими, что даже спустя два месяца я помню их всех: и «кошечку»-Лелю, и несчастную семью самоназванного миссии – Степана – Ульяну и Акульку, и Андрея, мертвого брата Павла, и участкового, и Кирюху, и… При этом нет ни одного лишнего персонажа, никак не играющего на историю.

В целом же «Ихтис» при всей своей фантастичности — это история, которая заставляет задуматься не только над сюжетом, но и над многими вполне реальными проблемами: отношения в семье, религиозный фанатизм, чувство вины, поиски чуда там, где вполне можно справиться своими силами. А еще это самый хороший детектив и по-настоящему леденящий кровь хоррор.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Елена Ершова «Царство медное»

Siama, 24 ноября 2017 г. 18:03

Интересная книга и написана превосходно.

Есть тема апокалипсиса, который люди неустанно кличут на свои головы. Модифицированных людей. Бесчеловечных экспериментов. Ученых-фанатиков и ученых, которые остаются людьми. Тема понимания и прощения. И невероятное умение автора раскрывать психологию персонажей.

Книга сюжетно завершена, то есть ее можно читать и отдельно, однако, если вам тоже понравится, будет чем себя еще порадовать.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Елена Ершова «Выход: дневник монстра»

лит-гурман, 4 ноября 2017 г. 18:06

НЕМНОГО СПОЙЛЕРОВ, МНОГО ЛИЧНОГО И ЕЩЁ БОЛЬШЕ БУКАФФ:)

«Град огненный»(в девичестве «Выход. Дневник монстра») — это третья и завершающая цикл о васпах книга. Кто такие васпы и с чем их едят (хотя они сами кого хочешь сожрут, хе-хе) подробнее можно узнать из двух первых книг серии — «Царство медное» и «Неживая вода».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если коротко, то васпы (от англ. wasp — оса) — это генно-модифицированные люди, очередная попытка человечества создать универсальных солдат, бездушных машин смерти. Эксперимент, как водится, вышел из-под контроля, и теперь бывшие рабы наводят ужас на бывших же хозяев, порождая страшные мифы и легенды.
К моменту третьей книги основные силы васп оказались уничтоженными, а выжившие официально признаны жертвами эксперимента. Для них разработана специальная программа социализации и реабилитации с целью их интеграции в общество (больше канцелярита богу канцелярита!). Одним из методов такой реабилитации является ведение васпами ежедневных записей. В форме такого дневника бывшего преторианца Яна Вереска и написан «Град...».

Лирическое отступление. Довольно необычно, что для каждой из трёх книг выбран свой, отдельный стиль написания. «Царство медное» — классическая фантастика с элементами хоррора, сказочно-мистическая «Неживая вода» и «Град огненный» — нуарный детектив от первого лица.

Начало мне далось трудновато. Но дело не в самом тексте — тут как раз всё здорово. Впрочем, как и всегда у Ершовой. Дело в моей личной неприязни к Яну. Вот не нравился он мне, не хотелось переживать ему, неинтересны были его мысли. Потому что для меня он монстр и убийца. Живя я в том мире и будь лет на десять младше запросто мог бы оказаться активным сторонником Си-Вай. Поэтому поначалу, пропуская рефлексию героя, следил за другими событиями: что случилось с Полом? Убьёт ли Ян ту шлю...(вымарано) или сдержится? Кстати, о Поле и его дневничке стоит сказать отдельно. Он написан совершенно другим языком. Дополнительно подчеркивающим характер Пола — простоватого, наивного и безобидного, вроде бы, парня. Ты уже почти проникаешься симпатией к нему как — бах! — автор напоминает что и господин офицер в прошлой жизни садист и убийца.

По-настоящему переломным моментом в отношении к васпам стала история Буна. Именно после неё я поверил что васпы искренне хотят и действительно могут измениться. Это словно рассказ бывшего наркомана, который смог преодолеть себя, влиться в общество, обрести маленькое человеческое счастье и вот уже много лет оставаться «чистым». Вообще, чем дальше «в текст», тем сильнее прослеживается аналогия между тягой васп к кровавым расправам и наркозависимостью. Потому-то в обществе и не утихают споры относительно их статуса — люди с поломанными судьбами они или бездушные орудия убийства. Вот и Виктор Торий верил, что первые. Верил настолько, что готов был рискнуть жизнью ради помощи им. И вот здесь меня удивила его жертвенность, покорность, с которой он принимал свою участь. Словно Иисус, готов был терпеть страдания ради спасения своих же мучителей. И привести их к новой жизни. Без него этой истории не было бы, хотя изначально Торий кажется обычным, не лишённым честолюбия, учёным.

Ну и наконец-то здесь, в третьей книге, раскроются все подробности появления васп, их становления и осознания себя личностями. Найдутся ответы на все вопросы, всё встанет на свои места, и история приобретёт стройность и законченность. Читать однозначно!

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Елена Ершова «Выход: дневник монстра»

LOLLOSER, 29 октября 2017 г. 03:03

Мой любимый роман трилогии — отличное сочетание фантастики, нуара, психологической драмы и триллера. И именно его не торопятся выпустить на бумаге!

Тематика чем-то напомнила «Заводной апельсин». Но персонажи этого произведения вызывают искреннюю симпатию.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Елена Ершова «Ихтис»

midea, 7 октября 2017 г. 20:32

О том, что Елена Ершова мастерица создавать в своих книгах атмосферу саспенса, хоррора и мистики, я поняла после прочтения романа «Неживая вода», да и при чтении «Царства медного» меня не оставляло необъяснимое чувство тревоги и внутреннего напряжения. Так что открывая «Ихтис», где указан жанр мистика/ужасы, я прекрасно понимала, что атмосфера будет местами мистическая, местами жутковатая, местами загадочная. И я не ошиблась – атмосфера полностью выдержана в соответствующем стиле. Мне хватило нескольких букв, чтобы почувствовать беспокойство за судьбу главного героя. Нет, это не те буквы, которые пишут на заборе, это сочетание букв выглядело как «ЧЕРВ…». Одно из слов, начинающееся на эти буквы, грозит смертельной опасностью герою: «черви», «червоный», «червонцы». Правда, постепенно любое слово, начинающаяся на букву Ч, вызывало стойкое чувство, что для главного героя вот-вот должно наступить «Время Ч»: «черный», «чертов», «Черных».

   Автор создала два мира: реальный и мистический. Но и тот и другой воспринимается очень реалистично. Совершенно неуловимо автор переводила меня из мистики в реальность и обратно. Окаянная церковь, Лешачья плешь, старый погост, колдун, ведьма, черная кошка, инфернальный обходчик путей, заброшенная исправительная колония, шест с древними символами, кот Баюн и многие другие образы по отдельности и переплетаясь друг с другом создавали жуткую, мистическую картину мира, который окружает главного героя.

    Но ключевой образ книги – Рыба. Рыба проходит красной нитью через весь роман: начиная с названия «ИХТИС»; упоминания о рыбалке в различных контекстах; образ Небесной Рыбы как образ мира мертвых (по крайней мере я его так восприняла); упоминание червей как корма для рыб и одновременное сравнение человека с червём; название секты «Рыбари Господни». И люди в этой книге только надеются поймать рыбу, собираясь на рыбалку, а вот рыба запросто проглатывает любого человека, как червяка. В общем, всё работает на то, чтобы Рыба в книге воспринималась, как нечто зловещее и сулящее беду.

    Наверное, в этом и есть особый талант Елены, когда обычные вещи приобретают зловещую ауру, когда персонажи находятся то ли в мире живых, то ли уже в мире мертвых, а ты вместе с ними переходишь тонкую грань между этими мирами и пытаешься дать рациональное объяснение происходящему в данный момент.

      Я ловила себя на мысли, что жути этому роману добавляет и тот факт, что действия разворачиваются в реальном, а не в выдуманном, фантастическом мире. Ведь по сути и место действия, и герои вполне реальны. Сколько масс-медиа и журналистов занимаются разоблачением или, наоборот, созданием историй о потустороннем, колдовстве, старцах, целителях и т.д. Да и в существовании самой деревеньки Доброгостово, где происходят основные события романа, не сомневаешься – ведь у неё есть конкретное географическое местоположение и история возникновения, которую герой узнаёт из старых подшивок в библиотеке. Такая история не редкость на наших просторах: поселение ссыльных, потом лесозаготовки или добыча других ресурсов, колхоз, приход более-менее цивилизации, а в настоящее время постепенное вымирание, когда на четырёх улицах три дома. И добраться до таких деревушек можно только или на машине, или на электричке, а потом протопов несколько километров пешком или на попутке. И быт застрявший где-то вне времени – отключи электричество – и сразу и не определишь в каком столетии находишься. В общем, все эти штрихи и мелкие детали заставляли поверить в реальность жуткой истории, которая разворачивается в романе.  

     Только я не любительница ужасов, триллеров и прочих страшилок, поэтому если бы автор играла только на первобытном инстинкте страха, то читать эту книгу я бы не стала.

       Но «Ихтис» для меня стал не только и не столько романом в жанре мистики и ужасов, сколько очередной историей от Елены Ершовой о людях в переломный период их жизни.

      Во-первых, помимо мистики в романе раскрыта вполне реальная проблема сектантства. Автор погружает читателя в современную секту: крутит её со всех сторон, даёт возможность посмотреть, как глазами стороннего наблюдателя, так и глазами самих сектантов, причем как рядовых членов, так и руководителей. Показаны все этапы нахождения в секте: от вступления, до выхода, цена которого очень высока. И с одной стороны, вроде и живут эти люди по божьим заповедям и вернулись к истокам христианства, ведь Ихтис – это символ первых христиан, и называют они себя «Рыбари Господни» — «ловцы человеков». Только нет в них ни любви к ближнему, ни сострадания. Особенно хорошо видна ущербность их веры и её несостоятельность при столкновении с отцом Спиридоном – православным священником из их деревни.          

        Бог есть любовь. Только не для этих людей. Чёткое разделение на свой-чужой, строгая иерархия, передача имущества или доходов при вступлении в секту, жестокие наказания за неповиновение, постоянное принижение рядовых членов и полное власть над ними главы секты. Люди и не живут фактически, они заживо себя похоронили в оковах чужой злой воли и готовы на любое злодеяние против того, кто не разделяет их убеждений.

         Хотя персонажи книги как раз смотрятся как живые. Все от главных до второстепенных и эпизодических персонажей – все имеют свои отличительные черты: характер, привычки и историю жизни, которая привела их в деревеньку под названием Доброгостово.

          В книге есть и детективная линия со стандартным вопросом: Кто убийца? Только честно говоря, пока автор мне не открыла имя преступника, я и подумать не могла – кто. Всё оказалось очень просто и очень жизненно, реалистично до мерзости. Но жизнь она такая – мерзости в ней достаточно. Правда, поиск убийцы уходит на второй план в сравнении с поиском загадочного Слова – мистической субстанции, которая даёт практически абсолютную власть не только в мире живых, но и над миром мёртвых.

      Сюжет книги построен на противостоянии двух персонажей: Павла – журналиста, который приехал разоблачиться секту Рыбарей и Степана Черных – лидера этой секты. С одной стороны, эти персонажи похожи: у обоих физическая ущербность (Павел не слышит, у Степана эпилепсия); у обоих погибли родители (Павла воспитывала бабушка, Степана – дед). Вот только люди они совершено разные. В «Ихтисе», как и в цикле про васп, идёт столкновение гуманной и антигуманой позиции. Один считает, что люди имеют право на жизнь по собственной воле, а не по чужой указке, а для второго люди – лишь винтики для достижения амбициозных планов. Герои у Елены как всегда не абсолютны в добре и зле. Каждый имеет как положительные, так и отрицательные черты характера, каждый совершает как плохие, так и хорошие поступки. Причём это касается не только главных героев, но второстепенных: Кирюха – местный хулиган, но старается помочь матери; Ульяна – несчастная женщина, терпящая издевательства мужа, но всё равно цепляющаяся за него в надежде что всё образуется и муж осуществит её мечту; Захарий – вроде раскаялся в своих преступлениях, только не гнушается совершать новые; Матрёна – добрая женщина, но своего не упустит и выгоду везде найдет; Отец Спиридон – говорит правильные вещи, только действовать начинает, когда уже поздно. У каждого в этой истории есть свои скелеты в шкафу.

         Повторюсь, герои неоднозначные.  Вначале Павел абсолютно положительный персонаж: он пытается разоблачить мошенников, которые обманом заманили людей в секту. Но когда появляется то ли второе Я Павла, то ли его нездоровая фантазия подчиняет его разум, Павел уже совершенно не адекватен в своих поступках. Хотя он борется со своей тёмной стороной, с её проявлениями. Ох, какими красками заиграл этот персонаж, какие детские и подростковые травмы сдетонировали в нём под влиянием встречи со Словом. Я думаю, недаром автор, перед выкладкой финальных глав, дала ссылку на свою статью. Эта статья как раз хорошо объясняет поведение Павла: его раздвоение, его внутреннею борьбу. Так или иначе, но Павел остаётся носителем гуманной идеи в этой истории, он отстаивает право людей действовать по собственной воле, жить своим умом и не доверять свою судьбу более сильной и харизматичной личности, которая будет распоряжаться тобой, как марионеткой, в собственных интересах.

         Вот именно таким сильным, харизматичным, жестоким и властолюбивым выглядит в этой истории Степан – Чёрный Игумен. Нет, есть в нём и что-то хорошее – дочку любит, умеет настоять на своём, уверенно идёт к свой цели, не останавливается перед преградами. Только ценна, которую он платит за свои непомерные амбиции очень велика – это поломанные судьбы других людей. Да, и свою, наверное, тоже поломал, если бы нашел другое призвание, глядишь, и жизнь по-другому сложилась. Но нет, Степану нужно Слово и власть над людьми, которое оно может дать. Он внушил себе и окружающим, что он Мессия, только это плохо для него закончится.  «Не заносись верою выше орла, не будешь ползать вместе с червями» (с)

         Образ Степана автору удался на славу. В какой-то момент у меня даже ассоциация пошла с советским актёром, который играл Лютого в «Неуловимых мстителям». Вот, наверное, таким молодым и неистовым с дьявольским блеском в глазах его увидела и полюбила, а может и не полюбила, будущая жена Ульяна. Только теперь Степан постарел и больше похож на Тихона Парабукина из «Первых радостей».

        

      Но это, конечно, чисто внешние ассоциации. А внутри Степан страшен – страшен своим зверством, своей злобой, которую он вымещает на окружающих. Его тщеславие, его гордыня не дают ему жить. Он жаждет получить Слово и тогда уж он развернётся и сможет реализовать свои планы. А ведь когда-то у него была благородная цель стать хирургом и спасать жизни людей, но болезнь не дала осуществится этим мечтам. И так как тела ему спасать не судьба, то Степан решил спасать людских души. Храни нас Бог от таких Спасителей! 

       Павел однозначно победил Степана и пусть ему не удалось спасти сектантов, но он остановил Степана в его желании дальше распростронять своё учение среди людей. Хотя можно сказать, что Степана победила тёмная сторона Павла. Только Павел и в себе переборол желание стать таким, как Степан, он победил тёмную сторону своей души – своего доппельгангера. Павел прошел ритуальное очищение, побывав в брюхе Небесной Рыбы, можно сказать умер и воскреснул для новой жизни.

          История получилась многогранной и своеобразной. Автор так до конца и не дал ответ: была ли на самом деле мистика или во всём виновата нездоровая психика героев. Но книга от этой неопределенности только выигрывает, заставляя возвращаться к истории, и раскручивать её с разных сторон, искать в ней подтверждение мистической или реалистичной основы.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Елена Ершова «Царство медное»

serpe, 5 сентября 2017 г. 10:57

На странице 138 (на ридере) я бросил читать. Я редко так делаю. Стало напоминать русские сериалы по выходным про тупых баб, которые выходят замуж за таких же тупых «успешных» мужчин. Беспомощная, нелепая книга.

А оценки больше чем у «Ложной слепоты», весело.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Елена Ершова «Выход: дневник монстра»

NataBold, 27 августа 2017 г. 10:13

Трилогия Елены Ершовой «Царство медное» — своеобразное явление в отечественной фантастике. Три романа, абсолютно разных по жанру, стилистике и проблематике, удивительно гармонично живописуют мир «Сумеречной эпохи» в самых разных его проявлениях и с самых разных точек зрения.

Если в первом томе это трезвый взгляд ученого, привыкшего смотреть на все сквозь призму фактов, во втором – простодушный, почти мифологический взгляд простого деревенского парня, то в заключительной книге серии право голоса отдано самим васпам. Не даром книга называется «Выход. Дневник монстра». Тут и форма, и содержание. Это действительно дневник и подробный анализ выхода из сложившегося кризиса – одновременно. Форма выбрана крайне удачно. Дневник естественно предполагает рефлексию, и сложные философские вопросы, поднятые в романе, выглядят очень органично.

По факту читатель познакомится с двумя дневниками. Это прежде всего дневник самого Яна Вереска, личности незаурядной и легендарной даже среди васп, и это дневник Пола, из-за которого, собственно, и начинается финальная битва. Битва за право васпов называться людьми.

После завершения Дарского кризиса начинается обширная работа по реабилитации жертв чудовищного эксперимента. В Дар возвращается нормальная жизнь, без страха перед набегами нави, и саму навь также пытаются социализировать и вернуть, насколько это возможно, в человеческий облик.

Дневники – одна из многочисленных техник этой реабилитации. Программа, призванная контролировать и сдерживать агрессивные инстинкты васп. Инструмент самоанализа, позволяющий взглянуть на себя со стороны. Дневник Пола особенно интересен в этом плане. Это прямая и бесхитростная хроника событий, из которой очевидными вдруг становятся парадоксальные факты. Смертоносные васпы беззащитны в этом новом для себя мире. Скованные строгими рамками новых правил общежития, они не понимают его принципов. Убийство и запугивание – единственная знакомая им модель социального поведения. А в человеческом обществе моделей взаимодействия гораздо больше. Люди умеют не только убивать, но и лгать, обманом используя других в своих целях. В дневнике Пола прекрасно виден этот немного наивный, почти детский взгляд на мир. И дневник Пола – единственная зацепка, остающаяся у Яна Вереска после того, как Пола находят мертвым.

Жанрово роман ближе к детективу и даже политическому триллеру. В поисках убийц Пола Яну приходится обрабатывать массу информации, докапываться до подноготной собственного ближайшего окружения и ближайшего окружения Пола, выискивать истинные мотивы поступков и принимать судьбоносные решения. Как и в предыдущих романах, тут много сложных конфликтов и столкновений, от противостояния в эфире телевизионного шоу, где Ян становится пешкой в руках опытных политиков, до открытой финальной схватки. Но прежде всего это внутреннее противостояние, результатом которого должен стать решительный душевный перелом, ведущий к полному и окончательному перерождению.

Правительство может признать васпов такими же жертвами жестокого эксперимента, как и прочие люди Дара, но слова на бумаге не станут реальностью, пока васпов не признает само людское сообщество, и что более важно – пока они сами не отстоят свое право находиться среди людей.

Долгий путь к очеловечиванию идет через внутреннюю борьбу: рефлексии, сомнения, непредвзятую оценку людей со всеми их страхами, слабостями, ложью, тщеславием и жестокостью. В последней книге трилогии автор как будто спрашивает, стоит ли борьбы звание человека? Не лучше ли, не честнее остаться хищником?

И дает в финале однозначный ответ.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Елена Ершова «Ихтис»

лит-гурман, 22 августа 2017 г. 21:30

Прочитал недавно, и должен сказать, что это очень и очень достойное произведение, увлекающее с первых же строк и не отпускающее до самого финала. Красивый, образный, наполненный интересными метафорами, язык. Живые и яркие диалоги, раскрывающие героев лучше всяких описаний. Шикарная атмосфера, где надо — завораживающе-медитативная (обряд у бабки-шарлатанки), где надо — пугающая до мурашек (библиотека и Лешачья плешь — полный восторг!). Кинг, подвинься — у тебя в России появился конкурент.

Что ещё понравилось особо. Финальное столкновение читателей с настоящими, самыми страшными и опасными монстрами — людьми. Простыми обывателями, которые в своей слепой (глухой?) вере готовы совершать и оправдывать любые злодеяния, лишь бы узреть чудо.

Теперь одно маленькое но. Мне показалась недотянутой, не до конца раскрытой идея

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с личностной неприязнью Павла к колдунам-целителям. Казалось, тут будет некая Тайна, а вышло всё... проще и банальней.
Но это так, мелкая придирка на уровне субъективных ощущений.

Вместо вывода: книга шикарная. И это однозначный мастрид для любителей качественной мистики и ужасов.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Елена Ершова «Царство медное»

Green_Bear, 6 июня 2017 г. 11:32

Некогда страшная война Южноуделья с Объединенным Эгерским королевством опустошила север страны и положила начало Сумеречной эпохе. Даже спустя сто лет обширные местности считаются запретными. Но только ли дело в радиоактивном заражении? Или еще нечто искалечило природу, выжгло поля, обезлюдило леса и деревни? Еще нечто породило целый сонм жутких легенд о запретных землях — чертовом Даре, Медном царстве? Легенды о криптидах и нечисти, о болотниках и ведьмах. И наконец, самые страшные истории — о ржавых ульях-цитаделях, о не знающих жалости васпах, об их Королеве. Так что или кого привезет из экспедиции в Дар известный ученый Виктор Торий? И что останется от него самого? 

Дебютный роман Ершовой открывает читателям мрачный и манящий мир Сумеречной эпохи, закладывая основу для трилогии, где последующие части уводят вглубь дебрей и разнообразны в жанровом плане. Первая книга написана тягуче-медовым стилем, в котором эмоции исподволь обволакивают читателя. Сладко-приторная романтика, остро жалящая драма, пугающе густой хоррор и серая бумага дышащего из прошлого пост-апокалипсиса. Вот только еще неизвестно, миновало ли человечество пропасть Конца света. Ведь столкновение двух миров, чувств и Устава, человеческих отношений и естественного отбора не может закончиться хорошо. 

Три героя — биолог Виктор Торий, васпа Ян и аспирантка Лиза Гутник. Три судьбы. Упорная работа и катастрофическая экспедиция у Виктора, после которой его жизнь меняется навсегда. Чудовищные обычаи Улья, бесчеловечный Устав и бегство к заветной мечте у Яна. Наивные надежды и детская вера в счастье у Лизы. Каждый привнесет в историю что-то свое, чтобы дать ответ, что такое человечность. Чтобы положить конец игре в Бога. Главное, не забывать, что настоящие чудовища водятся среди людей. Что за любыми дарами следует расплата. А доверие не равно слабости.

Итог: смесь из жала драмы, меда романтики и озноба хоррора.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Елена Ершова «Царство медное»

Гиленур, 5 января 2017 г. 11:56

Чудовищами не рождаются: их создают люди…

Я давно разучился любить.

Чувства не растоптать и сердце мне не разбить.

Но, когда по весне я столкнулся с тобой,

Твой отказ что-то сделал со мной.

Это гнев заставлял меня быть лучшим во всём.

Я хотел показать, как пылаю огнём,

Как меняется мир — а всё дело в тебе —

Как пробуждается монстр где-то прямо во мне!

Вот тебе моя кровь.

Видишь: её тебе я дарю?

Павел Пламенев — Вот тебе моя кровь. (с)

Вас когда-нибудь одолевало чувство, что вы что-то упускаете… словно что-то интересное проходит мимо вас?! У меня это началось с тех пор, когда я впервые услышал о романе «Царство медное», автором которого является – Елена Ершова. Всё началось с постов моей хорошо знакомой писательницы Натальи Болдыревой на литературном портале ЛитЭра. Да, в тот момент, если мне не изменяет память я закинул роман к себе в список на прочтение и так сказать забыл… Дальше больше… Соц. сеть Вконтакте раз за разом подкидывала мне подборки книг, где мелькал роман «Царство Медное» (далее ЦМ), промелькнула очень притягивающая обложка, ну а апогеем стал саундтрек от моего друга-композитора Андрея Гучкова.

Я набрал сообщение Наталье Болдыревой с одним вопросом, правда ли этот роман так хорош, как все пишут о нём, на что получил категоричный ответ: «…там первую главу одну достаточно прочитать, чтобы понять, торкнет или нет».

Книгу, как вы догадались я прочитал… а уж насколько меня «торкнуло»… вы узнаете, прочитав этот отзыв.

Дизайнеры обложки угодили всем…

Мною не раз был упомянут тот момент, что обложка – это лицо книги… и лишь потом идёт аннотация. Именно обложка — это первый штрих в привлечении потенциального покупателя.

Стоит отдать должное дизайнерам, постарались они на славу. Обложка буквально притягивает к себе. Интересен тот факт, что перс, который изображён на обложке очень сильно смахивает на некоторых голливудских актёров, приём в отечественном книгоиздании достаточно распространённый. Но вот незадача, кого конкретно они взяли за прообраз?! Тут мнения разделись… лично я видел актёра, исполняющего роль молодого капитана Кирка из вселенной «Star Trek» (Крис Пайн), Наталья Болдырева углядела непобедимого Ахиллеса (Бред Пит) и как оказалось, существует ещё как минимум два-три предположения… В любом случае образ получился шикарным, и всё это на фоне испепеляющего огня… и ос…

Что же мы имеем в итоге… а вот что… проходя мимо стеллажа, где будет стоять роман «Царство медное», вы обязательно замедлите шаг…

Постап… генная инженерия и причём тут библейские пророчества…

Чем можно удивить читателя, любящего жанр постапокалипсиса?! Мой ответ… практически ничем… Ниша настолько плотно забита, что каждая новая вариация чаще всего встречается в штыки.

«Царство медное» — несколько выходит из рамок банального постапа, но непременные атрибуты шаблона присутствует и тут, дело в другом, что этот шаблон достаточно хорошо приправлен другими жанрами…

Научная фантастика перемежается с мистикой, постапокалипсис с жанром «хоррор»… и всё это грамотно разбавлено библейскими изречениями (слегка изменёнными).

«Каша» из литературных жанров, скажете вы… удачный ход, скажу я…

Постапокалипсис в романе представлен кровопролитной войной, что разделила жизнь Южноуделья на – «до и после». События романа развиваются в том самом «после»… города восстанавливаются, а жизнь налаживается. Тайну хранит лишь север, который в прошлом стал плацдармом войны. Овеянный легендами таинственный «Дар» манит молодого учёного Виктора Тория, но посильна ли ему будет цена, которую предстоит заплатить за открывшуюся истину… это вы узнаете прочитав роман

Следующий момент, который я хотел бы отметить – это наличие научной фантастики, которая представлена в романе, под видом генной инженерии. Таинственные обитатели «Дара» — васпы (англ. Wasp – оса) – плод опытов человека над ДНК человека… своего рода создание «универсального солдата». Самое интересное, что осы выбраны далеко не случайно, и кажется мне, автор целенаправленно выбрал именно этот подвид насекомых. Более того, на страницах романа, этот выбор объясняется…

Ну и последний аспект, на который стоит обратить внимание – это «пророчество о приходе Зверя», Иоанна Богослова, которое словно катализатор, подогревает интерес к происходящему на страницах романа. Автор грамотно использовал пророчество подстроив его под концепт сюжета. «Вставки» гармонично разбавили роман, добавив в него нотки нагнетания страха и безысходности…

Всё так неоднозначно с персонажами…

Каждый из нас, читая ту или иную книгу привык делить персонажей на хороших и плохих. В романе «Царство медное» можно наблюдать чёткое распределение ролей: Виктор Торий и Лиза представляют добро, Штефан Динку – однозначно антагонист… но куда отнести васпа Яна?! Многие без сомнения запишут его в главные злодеи и будут правы, но… что если Ян всего лишь жертва обстоятельств?! По сути, он всего лишь марионетка… чудовищем его сделали ЛЮДИ… и всё, что он ни совершил, продиктовано не его волей… он эксперимент, цена которому человеческие жизни.

Ян, такой, какой он есть – «машина для убийства», и эту правду он принимает. Может поэтому он показался мне более человечным, чем Виктор… Васпа – стержень романа, его сердце и именно вокруг него так или иначе крутятся все события. И даже тот факт, что повествование ведётся от лица Виктора, ни в коем случае не умаляет значимости Яна для романа.

И если бы мне предложили выбрать самого яркого персонажа, им бы без сомнения стал бы преторианец-васпа.

На фоне Яна, образы остальных персонажей значительно тускнеют. Нет… они всё так же важны для повествования, но явно теряются на фоне васпа…

Итог…

Когда я приступал к прочтению романа «Царство медное», то имел к нему завышенные ожидания. И я рад, что они оправдались…

Да роман имеет свои минусы, но они совсем не портят общего впечатления.

«Царство медное», как произведение самодостаточно и логически закончено. Единственное, что меня удручило, это не достаточно проработанный мир. При должном подходе роман мог «выстрелить» намного громче. Но это не минус автору… тут мы наблюдаем своего рода «пробу пера», автор сыграл пьесу в условных декорациях и сделал это так профессионально, что совсем малость и декорации приобретут нужную глубину.

От себя я хотел бы пожелать автору, чтобы он ни в коем разе не сворачивал с выбранного пути и продолжал радовать читателя своими произведениями.

Талант есть… теперь самое главное его «подковать»…

Интересные факты…

Факт № 1: Роман был написан в 2013 году, однако был выпущен только спустя три года.

Факт № 2: Особую популярность роман приобрёл, когда был размещён на литературном портале «ЛитЭра»

Факт № 3: В романе используется откровение Иоанна Богослова, глава 13 — «Пророчество о приходе Зверя».

Факт № 4: «Царство медное» — первый роман, который входит в межавторский цикл «Легенды сумеречной эпохи», но при этом имеет законченный сюжет.

Факт № 5: Следующая книга цикла — «Неживая вода», не является прямым продолжением романа «Царство медное».

.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Елена Ершова «Неживая вода»

NataBold, 26 декабря 2016 г. 17:14

Своеобразный роман, внезапно отличающийся от «Царства медного» и одновременно — продолжающий все лучшее в нем. Очень смелый ход — сменить повествователя — оказывается неожиданно удачным. Тот же мир представлен другими глазами. Благодаря новому герою история становится более зловещей, мистической. Это не Виктор — ученый, знающий, что всему есть рациональное объяснение, это деревенский парень Игнат, выросший на мрачных легендах Дара. И легенды эти оживают вплоть до эффекта присутствия и морозца меж лопаток. Еще в первом романе мне безумно понравилась вся «деревенская» линия, Дар у Елены, несмотря на всю свою мрачность, необычайно поэтичен. И в Неживой воде Дар развернется на полную катушку.

Отличная книга. Рекомендую.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Елена Ершова «Царство медное»

tanytanich, 7 ноября 2016 г. 02:31

Прошла уже неделя с тех пор, как я залпом, за один день прочла этот роман, и вопросы, поднятые в книге все еще не дают покоя. Поэтому можно сказать точно: Царство Медное — именно та книга, которую захочется перечитывать, переосмысливать и не раз. И она обязательно должна быть в бумажном варианте у читателя — некоторые моменты, фразы, диалоги, хочется подчеркнуть карандашом и возвращаться к ним, и все обдумывать, обдумывать, кто же прав, где же истина) Яркий, неоднозначный, очень целостный и пробирающий до мурашек роман — первая книга цикла, знакомящая нас с мрачноватым, иногда пугающим миром будущего, восстанавливающегося после затяжной войны. Но главные проблемы в этом мире остались прежними — общество и изгой, способны ли они найти точки соприкосновения? Кто творит чудовищ — неведомые мистические силы, или сами люди, в последствии страдающие от результатов своих жестоких экспериментов? Может ли рассчитывать на приятие и понимание человек, почти (но не до конца) позабывший все человеческое и привыкший жить по жестоким законам Улья — идеально структурированной военной общины? На эти вопросы нет однозначных ответов, автор мастерски расставляет намеки и акценты, и каждый читатель способен увидеть то, что именно ему ближе. В этой противоречивости, неоднозначности таится главная изюминка романа. Главный конфликт двух таких разных героев — ученого Виктора, который ратует за гуманизм и высокие идеалы и в человека, прошедшего через страшные изменения и ломку личности — васпы Яна Вереска, руководствующегося холодной логикой убийцы, на самом деле одна и та же монета, показанная с разных сторон. Уже очень скоро начинаешь понимать, что Виктор не так свят и гуманен, как пытается казаться, а Ян — не такой монстр, которым привык считать себя и которого видят в нем большинство окружающих. Оба героя своей разницей, своим скрытым противоборством (хотя формально они союзники, мало того, Ян называет Виктора своим хозяином) только усиливают и подчеркивают друг друга. На фоне простых, четких, по-звериному жестоких мыслей и правил Яна становится очевидной неискренность на первый взгляд добрых и гуманных людей в обычном, гражданском мире, где от неудобного и страшного предпочитают отвернуться, спрятаться, не поверить в это, назвать выдумкой и неправдой. Ян тоже ведет свою игру — но его яростная искренность иногда прорывается сквозь бесстрастную оболочку, и кажется, что в нем больше чувств и честности, чем в том обществе, которое когда-то заигралось в жестокие эксперименты, а потом предпочло отвернуться от их последствий. Как антагонист (да и вообще, как самобытный необычный герой, которого иногда сложно понять, но невозможно не сопереживать) Ян прекрасен. Он выписан ярко, безжалостно честно, его откровенность иногда похожа на срывание с себя защитного слоя вместе с кожей, и эта ранимая откровенность — будто еще один шаг навстречу смерти, с которой Ян давно свыкся и которую иногда ищет на сама пике своего внутреннего конфликта. Можно долго думать и анализировать, когда он более искренен, когда ведет себя как машина для убийств, или когда внезапно обнаруживает в себе что-то человеческое, страстное, уязвимое. Ответы на эти вопросы кроются в мыслях и поступках Яна, которые нужно воспринимать безоценочно того, кто он есть. Ведь не раз предвзятое отношение со стороны людей, показанное в романе, замешанное на страхе и какой-то...брезгливости — нечеловек, монстр, мутант, васпа! — искажало истинный характер его поступков. И в какой-то момент начинаешь понимать, что действия Яна — своеобразная расчетливая месть, ответ на весь «гуманизм» общества, которое породило таких, как он. И он имеет полное на нее право. Однако..опять же. Куда ведет эта дорога- в тупик или к самоуспокоению? Сойдет ли с нее Ян или будет следовать до конца — ответы на эти вопросы я буду искать в дальнейших книгах цикла, и снова-восхищаться и ужасаться) И думать-думать-думать над всеми теми проблемами, которые вскрывают для нас герои этой невероятной книги.

Спасибо автору огромное за этот мир, за Дар, за Яна, за Нанну, за Виктора, который начинает наполняться какой-то настоящей, человеческой мудростью только после пережитых потрясений, за милую юную Лизу, которая так же оказывается не такой простой и милой, какой мы видим ее в начале романа, за всех-всех непростых и ставших близкими героев. И с нетерпением жду выхода второй книги в печать, чтобы тоже-подчеркивать, думать и перечитывать)

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Елена Ершова «Ихтис»

dymov, 31 октября 2016 г. 16:37

«В мигающем оранжевом свете рот Артема казался черным провалом. До Павла донесся запах разложения, и понял: Артем мертв. А может, кто-то лишь прикидывался Артемом, надев его кожу, как деловой костюм. И теперь этот кто-то двигал чужими пальцами, шептал чужими губами».

О «Царстве Медном» писали многие, и правильно делали, т.к. книга хорошая. Но мне захотелось обратить внимание на не менее интересную работу Елены.

Место действия романа — сумрачная деревенька со своими законами. Щурится, плещет дождем дикая Россия. Смотрят бабки-знахарки, седым туманом клубятся мракобесие и невежество.

События показаны через призму взгляда уставшего от жизни журналиста Павла, которого отправляют в командировку. До смерти интересную командировку, в которой он узнает много нового, в том числе и о себе. Голоса в его голове шепчут громко, реальность уже не кажется прежней… А из стылой мглы следит давно умерший брат-близнец.

Главный герой живой и дышит, отлично выписан, проникаешься персонажем «до самых кончиков волос». Павел стремится отрезать себя от остального мира: своим скепсисом, замкнутостью и даже легкая глухота является еще одной стеной между ним и людьми. Он не находит себе места в реальности, живет на границе двух миров — живого и призрачного, полного шепотов. И удовольствия это, ясное дело, ему не доставляет. Прекрасный герой.

Также меня заворожил легкий слог, взгляд сам бежит по строкам. Особенно радует точно отмеренное количество эпитетов и всяческих сравнений — автор не пытается оглушить и задавить читателя «красивостями» (как, к сожалению, делают многие, из-за чего порой сдаешься на третьей странице), а показывает ровно то, что надо показать. Ровно столько, чтобы вырисовалась сочная картинка. Поражают точно выписанные портреты и пронзительные детали. Очень атмосферно, местами жутко и страшно — тоже не из-за откровенного мяса, на котором так легко играть, а тонкого страха, который овладевает читателем незаметно. Но в туалет потом ходишь при свете и оглядываясь.

Итого: спасибо автору за прекрасный роман. Елена — мастер пера и клавиатуры, и это железобетонная правда.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Елена Ершова «Неживая вода»

dymov, 31 октября 2016 г. 16:36

Понравилось.

Даже трудно определить жанр данного романа, настолько необычным получилось сочетание славянского фольклора, пронизывающего ужаса и постапокалипсиса. Это что-то новое и, несомненно, достойное прочтения.

Сам роман затягивает с первых строк, и незаметно проглатываешь его полностью. Все очень четко, атмосферно и своеобразно. Язык, которым написано, прекрасен. Главный герой — парень простоватый, но со своими принципами, которыми не поступается (да, может, любовь его и запутала, но кто не без греха? Этот момент лишь доказывает достоверность персонажа).

Деревня тоже весьма достоверна — законы и жестокость толпы, маленькая община, которая хранит свои маленькие, но страшные тайны.

Советую всем, кто любит поразмыслить над книгами.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Елена Ершова «Царство медное»

dymov, 31 октября 2016 г. 16:35

Книга понравилась.

Вдаваться в детали сюжета не хочу, т.к. лучше читателю все узнать самому, но скажу, что Елена поднимает в «Царстве Медном» темы, которые актуальны всегда — жизни и смерти, верности своим идеалам и человеческим ценностям вообще. Когда человек становится человеком, а когда — наоборот, перестает? Где пролегает эта самая грань человечности? Вообще, очень интересно раскрыта тема.

Ну и скажу, что язык, которым написан роман, вне всяких похвал. Книга определенно стоила потраченных на нее денег.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Елена Ершова «Царство медное»

NataBold, 25 октября 2016 г. 01:03

«Царство медное» — первый роман в одноименной трилогии Елены Ершовой, которая в свою очередь входит в межавторский цикл «Легенды сумеречной эпохи». С первых страниц романа понятно, что автор вырос на хорошей научной фантастике. Все признаки жанра на лицо, к тому же в атмосфере книги явно чувствуется эпоха шестидесятых, и ассоциации с некоторыми книгами Стругацких напрашиваются сами. Однако цикл не даром назван «Легенды сумеречной эпохи». Это не «Полдень». Перед читателями предстает мир, переживший большую войну, и еще не оправившийся от ее последствий. Огромные участки земли выжжены войной, не исследованы и не обитаемы. Во всяком случае, людей там нет точно. Зато по легендам там можно найти гигантских ос-убийц, васп. Именно эти легенды отправляется проверить криптозоолог Виктор Торий. Но экспедиция заканчивается, едва начавшись, а Виктор остается один на один с человеком, который фактически пленил его, но называет при этом своим хозяином. Это васпа по имени Ян Вереск. На свою беду Виктор действительно находит существ, само существование которых он ставил под сомнение.

События развиваются стремительно. По количеству персонажей и числу сюжетных линий роман скорее камерный, но даже в таких условиях автор умело держит интригу. Основной интерес представляют мотивы героев, которые не всегда ясны. Если Виктор прост и понятен – он обычный человек, ученый со своими слабостями, амбициями, заблуждениями, то чего хочет привезенный им в столицу Ян, совершенно не ясно. Можно не раз обмануться, пытаясь понять логику поступков васпы, только вот логика эта очень далека от привычной нам. Опасный хищник, Ян невероятно привлекателен. И нет, речь не о внешней красоте. Он изуродован и изнутри, и снаружи, но все же загадка его личности не отпускает на протяжении всей книги. Это герой, которому трудно сопереживать, но которого очень хочется понять.

В книге сбалансировано даны как внешние, так и внутренние конфликты, и приключения духа не менее интересны, чем приключения тела. Это не только напряженные, острые отношения между Виктором и Яном, но и отношения Виктора с любимой женщиной, и попытки Яна социализироваться в непривычном обществе, хотя бы внешне оставаться как все.

На фоне великолепного тандема – Яна и Виктора – женские персонажи смотрятся не так ярко и убедительно. Исключение составляет лишь слепая ведьма Нанна. Она появляется эпизодически, больше во флешбэках, но играет в истории огромную роль, а по силе характера, пожалуй, превосходит всех. Главы, посвященные ей, да и всей жизни на окраинах цивилизованного мира, пронизаны особой атмосферой. Язык автора вообще хорош, но тут он обретает ярко выраженную поэтичность. Описания леденят и завораживают. В книге вообще много по-настоящему жутких моментов.

Что особенно приятно, несмотря на некоторые явно фольклорные элементы, выраженные, например, в том же названии, «Царство медное», это фантастика без примеси мистики от начала и до конца.

Еще один несомненный плюс – книга завершена сюжетно, несмотря на то, что это лишь первый роман цикла. Все ружья стреляют, все узелки конфликтов, завязанных в начале, развязываются к концу.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Елена Ершова «Царство медное»

witchcraft, 22 октября 2016 г. 20:22

Пронзительно. Герои удивительные, причудливая фантазия, переплетенная с интересным философским взглядом. Очень приятно написано.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Елена Ершова «Царство медное»

Akrotiri, 18 сентября 2016 г. 09:02

Я люблю постапокалиптику, потому интересно наблюдать, как герой справляется с казалось бы совершенно безнадежной ситуацией. Тут же мы имеем еще генетические эксперименты, безумные ученые, отщепенцы с обоих противостоящих сторон, государственный заговор и прочие конфетки для и всё это написано простым разговорным языком, без особых литературно-стилистических вывертов.

Мне понравилось и весьма, с радостью буду ждатьпродолжение, тем более вторую книгу я уже читала.

Оценка: нет
–  [  11  ]  +

Елена Ершова «Царство медное»

midea, 27 августа 2016 г. 12:34

Интересный, динамичный сюжет. Детального описания мира нет, но легко угадывается наш реальный мир то ли в будущем, то ли в параллельной вселенной. Это мир, где ценность жизни простых граждан ничтожно мала и на них можно запросто провести эксперимент, разумеется для всеобщего блага. Вот станут ли результаты благом? Об этом можно узнать из книги Е.Ершовой.

Герои живые и достоверные, каждый со своей логикой, мировоззрением и жизненным опытом. Сюжет романа построен на столкновении двух разных миров, точек зрения, убеждений. С одной стороны — молодой ученый Виктор, а с другой — рукотворный монстр Ян. Кто из них окажется сильней и чей взгляд на то каким должен быть человек и мир вокруг него победит?

Для себя я определила жанр этой книги, как социальная фантастика, где за напряженными, порой жуткими событиями скрываются размышления о человечности и есть ли ей место в нашем мире.

Оценка: 10
⇑ Наверх